ТОРГ ЗДЕСЬ УМЕСТЕН


В дорожной отрасли Красноярского края назревает очередной скандал. Главные действующие лица всё те же: АО «Новосибирскавтодор», АО «Енисейавтодор» и федеральное казённое учреждение «Упрдор «Енисей», называвшееся до марта нынешнего года «Байкалуправтодором».

 

Суть в следующем: 13 июня 2018 года ФАС России отменила итоги рассмотрения первых частей заявок аукционов на право заключения долгосрочных контрактов на содержание федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» в южной и западной группах районов Красноярского края, по результатам которых от участия в аукционах были отстранены два государственных предприятия края — Ачинское и Балахтинское ДРСУ.

ФАС выдала предписание на устранение нарушений управлению дорог «Енисей» и возврату необоснованно отстранённых предприятий к участию в аукционах, которые состоятся в ближайшее время: ориентировочно в конце июня — начале июля.

На первый взгляд, рядовая ситуация. Ну, напутали что-то специалисты из ФКУ «Упрдор «Енисей», составлявшие конкурсную документацию, антимонопольщики их поправили… Мелочь. Правда, мелочь эта имеет совокупную цену более четырёх миллиардов рублей…

И ещё одна деталь: после того, как краевых дорожников к торгам не допустили, новосибирцы, вышедшие на аукцион, без боя отдали лот акционерному обществу «Енисейавтодор» и другим аффилированным фирмам АО «Новосибирскавтодора».

Интересно, что генеральный директор «Енисейавтодора» Александр Новосёлов является заместителем председателя Совета директоров АО «Новосибирскавтодор», а устав АО «Енисейавтородор» подписан председателем совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрием Пингасовым…

Словом, не торги получились, а борьба нанайских мальчиков… И плывут дорожные миллиарды уже который год в одни и те же руки. Ведь «шалят» с антимонопольным законодательством на территории Красноярского края вышеозначенные компании давно, и, несмотря на то, что название управления автомобильных дорог, размещающих лоты на ремонт федеральных трасс на территории Красноярского края, Тувы и Хакасии, сменилось недавно с «Байкала» на «Енисей», позиция главы этого ведомства Сергея Аникина остаётся незыблемой. Местные дорожные предприятия снимаются с торгов под любым предлогом, а компании, среди учредителей которых есть фамилия Пингасов, побеждают на аукционах с завидной регулярностью.

Говорят, что самыми важными победами в жизни человека являются победы над самим собой. АО «Новосибирскавтодор» и его аффилированные компании делают это на торгах, устраиваемых ведомством Аникина, постоянно, с неизменным триумфом и блеском. Есть чему позавидовать…

Об этом газета «Красноярский рабочий» совместно с «Бюро журналистских расследований ФАКТ» писали неоднократно. Глава АО «Новосибирскавтодор» господин Пингасов пытался даже в судах защитить «честь, достоинство и деловую репутацию», но, несмотря на мощную административную поддержку в лице своего земляка, тогдашнего губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, у него это не получилось.

Ни одного факта, изложенного в наших статьях, истец не смог опровергнуть. Более того, суд указал, что журналист вполне резонно «высказал озабоченность сложившейся ситуацией» и пытается обратить на неё внимание общественности. К сожалению, ни народные избранники, ни правоохранительные органы эту «озабоченность» тогда не разделили. Как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять…»

Чтобы понять, что же произошло во время майских торгов и почему профсоюз дорожников так встревожился по этому поводу, стоит вспомнить события двухлетней давности, когда заговорили об акционировании государственных дорожных предприятий.

Дело это представляли нам как решённое, при этом краевые власти уверяли, что для рабочих ничего не изменится, все социальные гарантии, которые давало им госпредприятие, у них останутся, ведь контрольный пакет акций будет в краевой собственности!

Правда, это на словах. А на деле у тогдашнего губернатора Толоконского было своё «видение» процесса. Он настоятельно «рекомендовал» произвести «инвестиционные вливания» в Балахтинское и Ачинское ДРСУ, и сделать это должен был не кто иной, как АО «Новосибирскавтодор».

Казалось бы, что плохого в инвестициях? Это же возможность развиваться, вывести предприятие на новый уровень… Но среди тех, кто был в курсе истинного положения дел, бытовало иное мнение: это, по сути, никакое не инвестирование, а перекладывание государственных денег из одного кармана в другой.

Предполагалось, что «инвесторы» выиграют полумиллиардные торги на капитальный ремонт участка федеральной автодороги вблизи Балахты (в том, что это произойдёт, можно было не сомневаться при таком-то лоббисте!), отдадут деньги балахтинским дорожникам, на которые те проведут ремонтные работы и… вуаля!

Казённые средства стали «инвестициями», вложенными в предприятие, которое в недалёком будущем подлежит акционированию. Как вы думаете, что произойдёт, когда это самое акционирование состоится? Кто придёт и потребует у края свою долю за «честно вложенные инвестиции»?

Но в тот раз не получилось, не срослось. Возмутились профсоюзы, в прессе поднялся шум, усомнились в правильности этой идеи краевые депутаты, в том числе спикер, а ныне врио губернатора Красноярского края Александр Усс… Тема, что называется, зависла.

После того как Виктора Александровича Толоконского вежливо, но настойчиво попросили на «выход», ненадолго показалось, что идею прибрать к рукам краевую собственность с использованием административного ресурса компании господина Пингасова должны оставить, но нет…

Есть ещё, как выясняется, ресурс в «ресурсницах»: сидят до сих пор в казённых кабинетах люди, готовые спустить за бесценок государственную собственность.

А в том, что нынешняя ситуация — это попытка не мытьём, так катаньем, а точнее, не ремонтом, так содержанием прибрать госпредприятия к рукам, Виктор Георгиевич Медведев, председатель краевого профсоюза работников транспорта и дорожной отрасли, не сомневается.

Выиграв лот на капитальный ремонт участка дороги в десяток-другой километров, дорожное предприятие, не имеющее поблизости от ремонтируемого участка собственного производства, возможно, с грехом пополам сумеет отремонтировать этот участок: своей техники понагонит, вахтовые вагончики или даже передвижной асфальтовый заводик поставит, ну, субподрядчика на какие-то работы привлечёт…

А вот для того, чтобы дорогу качественно содержать, то есть чистить снег и лёд, косить на обочинах бурьян, наносить разметку, следить за дорожными знаками и тому подобное, надо иметь постоянную дислокацию вблизи обслуживаемого участка, иначе ничего не получится.

Ачинское и Балахтинское ДРСУ содержат участки федеральных автодорог уже более полувека. Доходная часть от выполнения подобных работ составляет около 40 процентов суммарных доходов этих предприятий.

Кроме того, дорожники государственных предприятий края обслуживают ещё более 6 тысяч километров автомобильных дорог в районах своего присутствия.

Правда, эти работы, в отличие от обслуживания федеральных, которые финансируются на 100 процентов от норматива, находятся на критическом уровне рентабельности, равны нулю или убыточны.

Содержание и обслуживание краевых, муниципальных дорог финансируется по остаточному принципу: в среднем по краю эта цифра составляет 27 процентов от норматива, а улично-дорожной сети — всего 5 процентов от норматива. Остальные деньги должны находить местные власти. А их у них, как правило, нет. Поэтому в таких лотах ни «Енисейавтодора», ни «Новосибирскатодора» не увидишь: им это неинтересно.

Именно госпредприятия обеспечивают безопасность региона, доступность отдалённых населённых пунктов, сохраняют уличную сеть в деревнях и посёлках.

И делают это за счёт перераспределения своих доходов, в том числе полученных за работу на федеральных дорогах. Именно поэтому полтора года назад, в разгар скандала вокруг попытки рейдерского захвата государственных дорожных предприятий, тогдашний председатель Законодательного Собрания, а ныне врио губернатора Красноярского края Александр Усс сказал, что государственные дорожные предприятия «трогать» не надо…

По мнению председателя профсоюза работников дорожной отрасли и транспорта Виктора Медведева, нынешняя попытка отстранить Ачинское ДРСУ и Балахтинское ДРСУ от обслуживания федеральных автодорог — это первый шаг к тому, что после акционирования они попадут в частные руки.

Есть вероятность, что после того, как у этих предприятий отберут обслуживание федеральных дорог, начнутся сокращения, высококвалифицированные кадры останутся без работы, ну а те, кто будет принят в работающие на территории Красноярского края дорожные компании, контролируемые господином Пингасовым, останутся, по мнению профсоюзного лидера, без необходимой социальной защищённости, что доказано опытом работы «варягов».

Отсутствие профсоюзов на подведомственных предприятиях — принципиальная позиция руководства «Новосибирскавтодора».

— Мне не понятно, о чём думают те, кто должен защищать интересы жителей края, безопасность региона,- говорит Медведев.- Ведь мы с такой политикой дойдём до того, что появятся посёлки и деревни, до которых не доберётся скорая, из которых ребятишки не смогут уехать на занятия в школу. А там и райцентры в период распутицы окажутся отрезанными. При таком неприкрытом лоббировании интересов одной из компаний всё произойдёт очень быстро. Руководители, рабочие коллективы и мы, профсоюзы, будем защищать интересы государственных предприятий до конца. Что же касается доступности малых деревень, отдалённых посёлков, я надеюсь, руководство края об этом задумается…

Впрочем, пока редкую прозорливость проявляют только новосибирские хозяева частных дорожных предприятий. Правда, от дум о судьбе отдалённых территорий они далеки…

Проанализировав различные ресурсы по размещению вакансий, профсоюзные лидеры дорожной отрасли края обнаружили, что ещё до начала торгов СМИ пестрели объявлениями о начале набора рабочих и специалистов по обслуживанию дорог, хотя на тот момент такими работами дорожное предприятие «Енисейавтодор» на территории Красноярского края в принципе не занималось. А это значит, что в своей победе на торгах его руководство было совершенно уверено.

В общем, если это не коррупция, тогда я не знаю, что такое коррупция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *