Внедорожник для варяжского гостя

За год работы в Красноярском крае новый начальник Федерального управления автомобильных дорог «Байкал»» Андрей Наношкин сумел обратить на себя внимание красноярцев. Прежде всего любовью к роскошным автомобилям и презрением к местным реалиям. В связи с этим депутаты Законодательного Собрания Красноярского края также продемонстрировали интерес к федеральному ведомству.foto-land-cruiser-200-2012_01

В частности, их заинтересовало, почему «Байкал» вдруг начал усиленно лоббировать интересы частных дорожно-ремонтных предприятий, не зарегистрированных на территории края,и всеми возможными способами, избавляться от старых, проверенных подрядчиков, зачастую являющихся градообразующими предприятиями на своих территориях…

Ни слова о коррупции!

Вразумительных ответов господин Наношкин депутатам не дал. Что-то вроде: «В конкурсе побеждает «сильнейший». Может, конечно, это и так… Но вот как и почему? Мы решили попробовать на страницах нашего издания разобраться в том, что происходит сегодня на дорогах региона и почему к руководителю, не проработавшему в крае и года, появились столь «неудобные» вопросы.
На должность руководителя Федерального управления автомобильных дорог «Байкал» Андрей Михайлович Наношкин был назначен в начале нынешнего года – сразу после рождественских каникул. До этого он работал главным инженером ФГУ Дирекции по строительству объектов дорожного хозяйства Владивостока, то есть был одним из руководителей огромной стройки, по масштабам не уступающей олимпийской…
Тогда «на самом верху» была дана команда: «ни слова о коррупции»! Даже слухи о злоупотреблениях и хищениях не должны были омрачать подготовку к грандиозному международному событию…
Тем не менее в марте 2009 года, в ходе строительства, руководил которым Наношкин, произошло событие, которое скрыть от общественности было нельзя, – на полуострове Назимова на месте возведения моста через пролив Босфор Восточный в море «ушла» значительная часть дамбы шириной примерно 120 метров. Андрей Михайлович на срочно созванной пресс-конференции решительно рубил ладонью воздух и уверял, что это «штатная» запланированная ситуация и никаких инсинуаций по этому поводу быть не должно:
— Насыпь создается согласно разработанному проекту, а средства на ее отсыпку запланированы и расходуются «согласно смете».
Тем не менее у журналистов Приморья остались не разрешенные сомнения. В разговоре с корреспондентом РИА PrimaMedia представители СМИ выражали свое непонимание случившегося.
— Если «затопление» дамбы было плановым, то почему об этом не знали строители, работающие на мысе Назимова?
— Почему ранее при уже многочисленных посещениях как краевыми, так и федеральными журналистами этого места ни разу не было упомянуто об ее «плановом погружении»?
— Каким образом при проведении «погружных» работ соблюдается техника безопасности? Почему во время «погружения» грунта на дамбе находились строители?
Тогда, в 2009 году, вопросы остались без ответа. Так что у Андрея Михайловича опыт есть – от неудобных вопросов он уходить умеет…
Как бы то ни было, в прошлом году Наношкин с далёкой восточной окраины был переброшен в самый центр России – в Красноярск…

Запретили красиво жить…

По слухам, назначение должно было состояться ещё в прошлом, 2012 году – по крайней мере, место руководителя пустовало почти полгода. Не хотел, говорят, Наношкин в наш город. Но кому-то он был сильно нужен здесь…
Новый руководитель ведомства сразу решил продемонстрировать, что жить и работать он привык на широкую ногу, со вкусом. Через пару месяцев после своего назначения он решил обзавестись новым служебным автомобилем. И не каким-нибудь, а роскошным Land Kruiser за 3,2 миллиона рублей… Естественно, за государственный счёт. Но сделка сорвалась – дотошный депутат Государственной Думы Сергей Митрохин, обнаружив в «Госзакупках» столь вопиющее разбазаривание бюджетных средств, нажаловался в региональное УФАС. Как выяснилось, в конкурсной документации техническое описание необходимого для осмотра дорог, подведомственных «Байкалу», попадало только под Kruiser, причём в комплектации «люкс»…
УФАС возбудило административное дело, заявку сняли с торгов. Но… это не означает, что Андрей Михайлович отказался от покупки вожделенной машины. В ведомстве не скрывают: после того как документация будет исправлена, торги пройдут, и эту машину скорее всего купят. Старейший депутат Законодательного Собрания Красноярского края Всеволод Севастьянов в СМИ высказался о покупке Наношкина так: «Совсем обнаглели! Мы их контролировать не можем. Только со стороны партий и общественности, СМИ, которые вскрывают подобные факты, – иного механизма нет. Но если это предприятие обратится к нам за краевым финансированием дорожных ремонтов, можно будет спросить – почему они не экономят?»

Экономь на своих

Впрочем, как выяснилось, экономят. Да ещё как! Для понимания ситуации поясним: в Красноярском крае существует два основных заказчика на ремонтно-строительные работы. Это государственное учреждение «Крудор», которое следит за состоянием дорог краевого подчинения, и «Байкал», через которое осуществляется ремонт и обслуживание трасс федерального значения. Таких, собственно, две – М-54 (Красноярск – монгольская граница, или Кызыльский тракт) и М-53, собственно «Байкал», он же Московский тракт. Объемы у «Крудора» выше, но на трассы «Байкала» выпадает более высокая нагрузка. По сути дела Московский тракт – единственная автодорога, связывающая восток и запад России. Легковушки и большегрузные фуры здесь идут нескончаемым потоком… Так сложилось, что большая часть автодорог обслуживается государственными дорожно-строительными предприятиями. Есть, конечно, и частники, но количество их невелико. Обслуживают они в основном дороги местного значения, небольшие участки автотрасс. Надо сказать, в различных регионах дела обстоят по-разному. Где-то превалируют частники, например, в Новосибирской области… Но сложившаяся ситуация – специфика нашего огромного и малонаселённого Красноярского края. Дело в том, что многие государственные дорожно-строительные предприятия, расположенные в небольших райцентрах, по сути являются градообразующими – в них работают сотни человек. Они несут большую социальную нагрузку, играют значительную роль в жизни своих территорий…
Надо ли говорить о том, что все эти ДЭО, ДРСУ платят «белую зарплату» и исправно отчисляют налоги в бюджет… Как бы то ни было, все они наравне с частниками «бьются» на торгах, иногда проигрывают, но до последнего времени каких-то серьёзных претензий к заказчику по поводу «нечестной игры» у дорожников не было. Всё изменилось с приходом Андрея Михайловича Наношкина… В торгах стали принимать участие и выигрывать их частные фирмы, ранее в Красноярском крае никогда не работавшие…
Так, в апреле нынешнего года контракт на строительство дорожного обхода федеральной автомагистрали «Байкал» в Нижнеингашском районе Красноярского края получает ОАО «Новосибирскавтодор». На строительство четырёх с половиной километров дороги планируется затратить 821,66 миллионов рублей. Надо ли говорить, что ни копейки налогов ни краевая, ни местная казна с этой суммы не получит…

Контроль ради контроля…

Все участки федеральных трасс, обслуживаемые краевыми государственными предприятиями, стали проверяться с особой тщательностью.
«Это хорошо, — скажет автолюбитель, – качество дорог вырастет». Но дорожники видят в этом другое – поиск любой причины, чтобы расторгнуть контракт. Надо заметить, каким-то особым качеством дороги в Приморском крае, где трудился Андрей Михайлович, не отличаются. Более того, скандалы вокруг дорожной отрасли Дальнего Востока не утихают – после того, как там обрушился участок трассы стоимостью в 29 миллиардов рублей, премьер Дмитрий Медведев лично снял с работы начальника департамента дорожной отрасли региона…
А в это время здесь, в Красноярском крае, куда перебрался бывший главный инженер строительства дорог на Дальнем Востоке, тендеры, которые проводит возглавляемый им «Байкал», стали приобретать весьма странный характер.
Вот совсем свежий пример: федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение 0319100010313000103 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Лот №106. Капитальный ремонт автомобильной дороги М-54 «Енисей» от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией км 241+000 – км 247+500 в Красноярском крае.
Всего на выполнение этих работ заявилось восемь участников, но до торгов был допущен только один – Общество с ограниченной ответственностью «Красноярская дорожно-строитель-ная компания». До торгов не были допущены в том числе два крупных государственных предприятия Красноярского края. Странным выглядит этот факт прежде всего потому, что данные госпредприятия имеют всю необходимую технику и оборудование, рядом с выставленными на торги участками есть карьеры по разработке щебня… А «Красноярская дорожно-строительная компания» сейчас испытывает серьёзные трудности, кредиторы через арбитражный суд пытаются взыскать средства за выкупленную в лизинг технику…
Сумеет ли ООО ДСК содержать так, как положено, этот участок трассы? Кто за рулем автомобиля ездил из Красноярска в Балахту, тот знает, о чём речь…
В законе говорится: «Целью регулирования закупок является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование органов государственной власти…» и.т.д.
— На практике же, – уверяют дорожники, — документация заказчиком формируется таким образом, чтобы ограничить количество участников до минимума, до одного конкретного участника.

Усовершенствовали…

Впрочем, насчёт «совершенствования государственных органов власти» закон не врёт. Упражнения с покупкой LandKroiser научили руководителя «Байкала» и его подчинённых составлять документацию таким образом, что не допустить ошибку при составлении заявки невозможно. В описываемом нами случае техническая часть документации состояла из нескольких приложений, которые содержали противоречивые сведения, так называемые «ловушки».
Например, требования к содержанию пылевых и глинистых частиц щебня:
были прописаны «не более 1%», а требования к показателям товара аукционной документации – «менее 3%». Модуль крупности песка:
— ГОСТ-1 — нижняя граница крупности песка (модуль крупности 1,5); 2 — нижняя граница крупности песка (модуль крупности 2,0) для бетонов класса В15 и выше; 3 — нижняя граница крупности песка (модуль крупности 2,5) для бетонов класса В25 и выше; 4 — верхняя граница крупности песков (модуль крупности 3,25), требования к показателям товара аукционной документации – более 0,5. Таким образом, формулируя свое предложение (заявку), участник по сути вынужден разгадывать ребус заказчика. А победителем аукциона признан тот, которому заранее известно решение…
На этот раз решение было настолько странным, что из семи участников торгов, не вписавшихся в байкальский «поворот от ворот», четыре, не сговариваясь, подали жалобу в УФАС… Но эта уважаемая структура удивила не меньше, признав действия Наношкина правомерными и отказав дорожникам в отмене торгов. Теперь у них есть три месяца на обжалование. Всё бы ничего – не нам судить профессионалов в этой сфере, таких, как заместитель руководителя краевого УФАС Олег Харченко, например, заслуживший репутацию кристально честного чиновника. Именно он подписал отказ в удовлетворении жалобы на ФГУ «Байкал». Но только мы, «Бюро журналистских расследований», заметили одну странность и, проанализировав перечень подобных жалоб в УФАС, пришли к выводу, что ответы на них этого уважаемого ведомства разнятся. Так, рассмотрев жалобу ООО «ТРАНСМОСТ» на действия заказчика – КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», УФАС признает «придирки» к качеству щебня и песка необоснованными, противоречащими российскому законодательству и на этом основании отменяет торги. В нашем же случае действия «Байкала» признаны правомерными и подателям жалобы отказано… К чему бы это? Впрочем, гадать не будем – дождёмся решения арбитражного суда.
Дмитрий ГОЛОВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *