В том, что недружественное государство отказывается выдавать гражданина, покинувшего Родину отнюдь не по политическим мотивам, ничего удивительного нет. К двойным стандартам западных партнёров мы уже давно привыкли. А вот сам факт попадания в эту когорту почётного строителя России Николая Коваленко, многим, кто его знал, до сих пор кажется необъяснимым.
История строительной компании ООО «Реставрация» загадочна и в то же время поучительна, говорит она о том, что в таком деле, как долевое строительство верить на слово даже застройщику с железобетонной репутацией нельзя.
Строитель, меценат и попечитель
До сентября 2017 года жизнь строительной компании, возглавляемой Коваленко, казалась абсолютно безоблачной. Дольщики в буквальном смысле выстраивались в очередь на приобретение квартир от ООО «Реставрации», скупая их, что называется, ещё на стадии котлована. И в этом ничего удивительного не было – хозяин «Реставрации» был уважаемым в Красноярске человеком, сумевшим даже сквозь «лихие 90-е» пройти ничем не запятнав своего «светлого лика», ухитрившись заработать не только деньги, но и имя.
Он быстро сориентировался со своей «нишей»: в стране, избавлявшейся от «проклятого коммунистического наследия», активно велась работа по восстановлению духовных ценностей, и Николай Коваленко, ещё с вузовских времён увлекавшийся зодчеством древнерусских мастеров, открыл реставрационные мастерские. Отбою от заказов не было – приватизация всего и вся шла полным ходом, и городские нувориши, становясь владельцами недвижимости, среди которой попадались и архитектурные памятники, хотели, чтобы им всё сделали как у «настоящих дворян». Но, конечно, основным заказчиком работ стала РПЦ, которой в массовом порядке возвращалась недвижимость, отнятая ещё революционно настроенными большевиками, и как правило, находившаяся в довольно запущенном состоянии.
Коваленко брал за работы «по-божески» и вскоре стал членом попечительского совета при Красноярской православной епархии.
Кроме зодчества была у Коваленко другая страсть – футбол, на развитие которого Коваленко пожертвовал немало средств. Был он даже какое-то время президентом главной футбольной команды Красноярска под названием «Металлург», но вскоре понял, что в этой команде всегда будут «главными» местные алюминиевые бароны, и переключился на поддержку детского и любительского футбола. Его команда «Реставрация» не раз становилась победителем в различных любительских турнирах.
Побег из Красноярска
Вполне логично, что успешный строитель, уважаемый бизнесмен и меценат в начале 2000-х переключился на рынок жилья, который тогда начал набирать обороты…
И здесь тоже всё складывалось поначалу очень неплохо: компании Коваленко доставались лучшие участки в городе, дома сдавались в срок, без каких-либо существенных нареканий и претензий.
Первые «звоночки» начали звучать ещё в 2017 году – сначала была отложена сдача в эксплуатацию одного дома, потом ещё… А после вопросы к застройщику посыпались как из рога изобилия. И они возникали не только у дольщиков – проблемами «Реставрации» заинтересовалась прокуратура. Закономерным итогом 2018 года стало решение Арбитражного суда Красноярского края о признании строительной компании банкротом. Основанием для этого стали выявленные в ходе проверки признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества СК «Реставрация». Недостроенными оказались десять домов, полторы тысячи дольщиков так и не дождались своего жилья.
Разумеется, у правоохранительных органов возникли вопросы и к Николаю Коваленко, но его к тому времени и след простыл.
Причём, сложилось впечатление, что он со своей семьёй бежал в страшной спешке. Когда следователи пришли с обыском в его дом, оказалось, что Коваленко не взял с собой значительную сумму наличных денег – в разных местах при обыске нашли конверты с купюрами, на общую сумму в 17 миллионов рублей. Кроме того, из коттеджа строительного магната были изъяты значительные ценности, стоимостью в несколько сотен миллионов.
Ходили слухи, что на всех конвертах было написано, кому они предназначаются. Якобы Коваленко, пытаясь выполнить какие-то свои долговые обязательства, оставил эти деньги в доме, рассчитывая, что кто-то из его доверенных людей зайдёт в коттедж раньше оперативников. Но деньги стали вещдоками…
Через некоторое время опечатанный, и закрытый на замок коттедж был разграблен и разгромлен неизвестными лицами. Насколько можно понять, уголовного дела по факту проникновения в жилище возбуждать не стали. Скорее всего это дело рук разъярённых дольщиков, поэтому соседи беглого строительного магната и даже правоохранительные органы к этой «акции вандализма» могли отнестись с пониманием.
Долги – Родине, деньги – себе
Вскоре после этого, журналисты ВГТРК обнаружили Коваленко, который преспокойно устроился на одном из итальянских курортов, в роскошной вилле, стоимостью около 2 миллионов долларов.
В гости съёмочную группу Николай Коваленко не пригласил, но журналисты сумели «отловить» его в время велосипедной прогулки, и припёртый к стенке экс-попечитель богоугодных заведений и футбольных клубов вынужден был дать ответы на их вопросы. Приведём здесь это интервью полностью.
− Почему вы скрываетесь от российского правосудия в Италии?
− Я не скрываюсь, я лечусь.
− А что с вами случилось?
− У меня. Эти самые. Почки. Почечная недостаточность.
− А вы знаете, что в России против вас возбуждено уголовное дело о мошенничестве?
− Да, знаю.
− Что вы можете об это сказать?
− Повлияли другие факторы на то, что я не смог достроить дома. Такие как снижение стоимости квартиры. Сильно снижение. Повышение практически до 30% стоимости материалов.
Так что же произошло на самом деле, что заставило Коваленко бежать сломя голову за границу, бросив бизнес? Если он действительно решил «плюнуть на всё» и уехать доживать свой век к тёплому Средиземному морю, что мешало ему цивилизованно расстаться со своими активами, уехать с «чистой совестью», и жить без оглядки, не опасаясь Интерпола?
В среде красноярских строителей гуляют такие версии: возможно, Коваленко стал жертвой происков конкурентов, а таковыми на красноярском рынке жилищного строительства у «Реставрации» были такие компании, как «Монолистрой», под руководством Разима Абасова, «Сибиряк», возглавляемый Владимиром Егоровым*, и «СМ.СИТИ», хозяином которой является Александр Коропачинский. Говорят, двое последних особенно сильно недолюбливали Коваленко, который, по всей видимости, упорно не желал участвовать в картельных сговорах. Бегство Коваленко совпало с отставкой главы города Эдхама Акбулатова и уходом с губернаторского поста Виктора Толоконского, случившихся в 2017 году. Застройщик, якобы потеряв влиятельных покровителей, побоялся, что не сможет договориться с новой командой – мэром города Сергеем Ерёминым и губернатором Александром Уссом, у которых на тот момент, по-видимому, могли сложиться «очень тёплые отношения» с Егоровым и Коропачинским, а при желании «управу» на неугодного застройщика найти несложно.
Но вероятнее всего, Коваленко стал «жертвой» нововведений в Федеральный закон
об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, которые запрещают застройщикам использовать средства дольщиков по своему усмотрению.
Строительная компания «Реставрация» под руководством Николая Коваленко явно работала по известному принципу – набирая объёмы, компания завершала строительство старых объектов за счёт платежей новых дольщиков, которые шли на ликвидацию «кассовых разрывов». Продолжаться это могло достаточно долго. Когда Коваленко понял, что банкротства не избежать, он принял решение скрыться за границей, в надежде, что Италия его не выдаст российским властям. Как видим – пока его надежды оправдываются. Как бы то ни было, положить конец домыслам и объяснить мотивы своих поступков сможет только сам Коваленко. Но это случится только тогда, когда ему эти вопросы задаст российский следователь…