Задержанный за взятку мэр Красноярска Владислав Логинов — далеко не вершина «пищевой цепочки»
Городской АБЗ был основан в 1950 году – сначала предприятие базировалось на Маерчака, а в начале 60-х, на правом берегу, рядом с цементным заводом, появился цех по производству асфальтобетонной смеси, который много лет закрывал городские потребности в строительстве и ремонте улично-дорожной сети.
С развалом СССР монополия государственного сектора экономики закончилась. В том числе и в сфере ремонта и благоустройства городских улиц. Частникам покупать асфальт было невыгодно. По окраинам задымили маленькие заводики по производству асфальтобетонной смеси. Так называемые «самовары». Муниципальный АБЗ, тем не менее, без работы не стоял, хотя и начал раздражать некоторых представителей бизнеса. Особенно тех, кто прибыл к нам из бывших союзных республик. Они разбогатели, обзавелись собственными асфальтобетонными производствами и хотели, чтобы более мелкие компании, подрядившиеся на ремонт городских улиц, брали асфальт у них. А тут ещё экологи, возмущённые тем, что Красноярский АБЗ выбрасывает в городскую атмосферу отнюдь не озон… Короче, природоохранная прокуратура, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», завод прикрыла. Но воздух в городе чище не стал – поскольку частные «самовары» продолжали исправно чадить…
И тут группа активных и инициативных бизнесменов-дорожников, задумав реанимировать АБЗ, выкупила 51 процент акций, которые почему-то оказались у компании «Краском». 49 процентов по-прежнему оставалось в муниципальной собственности. Согласно бизнес-плану, принципиально новое оборудование, которое планировалось установить на предприятии, позволяло производить асфальтобетонную смесь «без шума и пыли», совершенно не загрязняя атмосферу. Дело оставалось за малым – раздобыть около полумиллиарда рублей, чтобы осуществить задуманное… И деньги нашлись!
Бизнес-план по возведению нового АБЗ, согласно которому миллионный город был бы обеспечен высококачественным асфальтом, произведённым с соблюдением всех экологических норм и требований, одобрили на самом «верху» и выделили средства в рамках нацпроекта «Чистый воздух».

Завод был готов стартовать, но «взлёта» так и не случилось
Сначала всё шло гладко: после «перезагрузки» выручка завода выросла на полтыщи процентов! Но городской мэрии вдруг припекло пустить свою долю с молотка всего за 23 с хвостиком миллиона рублей… Очень, рачительное решение – свою долю в 200 с лишним миллионов продать за 20 000 000. Желающий заключить такую сногсшибательную сделку, конечно, моментально нашёлся – строительный магнат Владимир Егоров (кто бы мог подумать!).
Однако, идея продать за бесценок акции модернизированного АБЗ не понравилась депутатам горсовета, справедливо рассудившим, что «такая корова нужна самому». По некоторым данным, сделкой заинтересовались и в «соответствующих органах». Почуяв, что дело «запахло керосином», компанию Егорова мэрия до торгов не допустила, придравшись к поданным документам: дескать, нет справки об отсутствии иностранного финансирования. Требование явно излишнее. Есть предположение, что это было сделано для того, чтобы придать сделке законный вид. Егоров через арбитражный суд оспорит решение комиссии, после чего у него на руках будет решение суда, которое обяжет мэрию допустить его до торгов.
Суд Егоров выиграл, но пока шли тяжбы, предприятие с торгов было снято. О причинах история умалчивает, но ходят упорные слухи, что случилось это после того, как в мэрию позвонили из «соответствующих органов» и задали простой вопрос:
— Вы там совсем что ли с ума посходили?
Но несмотря на то, что завод остался в муниципальной собственности, нормальных отношений с городской администрацией у новых руководителей АБЗ так и не случилось.

В прошлом году, как известно, ремонт улично-дорожной сети города Красноярска был с треском провален. Одна из главных причин этого – острый дефицит асфальтобетонной смеси. При этом новенький асфальтобетонный завод простаивал и терпел колоссальные убытки.
— Почему не берёте у нас асфальт? — спрашивал директор АБЗ подрядчиков, ремонтирующих городские улицы.
— Ищи дураков, – отвечали подрядчики, — как мы потом объекты сдавать будем?
— У нас хороший асфальт – горячился директор, – сдадите без проблем, берите, не пожалеете…
Подрядчики лишь иронически улыбались:
— Совсем глупый, что ли? Нам заказчик чётко сказал: «Хоть одну тонну смеси на новом АБЗ возьмёте, объект не примем».
Рецепты асфальтобетонной смеси были утверждены лишь на четырёх АБЗ – два принадлежали компании «Промстрой», владельцем которой являлся Декард Ханагян.
Еще два контролировал другой крупный дорожный магнат – Роман Скрипальщиков. По слухам, «откат» мэру составлял 5 – 7 процентов с каждой тонны асфальта.
В разгар ремонтных работ по подозрению в даче взятки был арестован Ханагян, и его заводы остановились. Два предприятия Скрипальщикова явно не справлялись: чтобы получить асфальтобетонную смесь, дорожные предприятия записывались в очередь за неделю. В итоге – прошлогодний сезон дорожно-ремонтных работ в Красноярске был с треском провален, а АБЗ стал банкротом.
Дальше было всё как в считалочке про 10 негритят: в связи с утратой доверия пост первого заместителя главы Красноярска покинул Вадим Войцеховский. Вслед за Ханагяном в СИЗО один за другим отправились: бизнесмен Владимир Егоров, начальник Управления дорог, инфраструктуры и благоустройства Красноярска Евгений Жвакин, вице-мэр Красноярска Алексей Давыдов, бизнесмен Роман Скрипальщиков, советник мэра Артур Арутюнян, и теперь вот – глава города Владислав Логинов. Но все уверены, что красноярский мэр – отнюдь не вершина этой пищевой цепочки. Как минимум, ещё пара «негритят» по-прежнему резвится на свободе…