Как из государственных предприятий выкачивают средства
До последнего времени Красноярский трест инженерно-строительных изысканий (КрасТИСИЗ) по праву считался ведущей компанией региона в своей сфере деятельности, и поэтому, затевая крупномасштабные проекты, солидные строительные организации предпочитали обращаться именно сюда. Еще бы! Тресту без малого пятьдесят. Традиции и репутация, квалифицированные и опытные кадры… Сотни строительных объектов самого разного назначения были построены по материалам изысканий треста в Красноярском крае и далеко за его пределами. В том числе такие, как Красноярский алюминиевый завод, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, Сосновоборский завод автоприцепов… Многие масштабные проекты Красноярья и не только осуществлялись при самом непосредственном участии этой организации. Накопленные архивы предприятия уникальны и имеют не просто высокую ценность, но и государственную важность.
Именно поэтому в рыночное время, когда фирм и фирмочек, занимающихся изыскательскими работами расплодилось великое множество, КрасТИСИЗ не утратил своих позиций и постоянно наращивал свои объемы. Так продолжалось до 2009 года, пока не случилось трагическое событие – скончался Михаил Емельянович Есюков, возглавлявший трест с 1992 года, человек, благодаря которому в эти непростые времена предприятие не только выжило, но и заняло лидирующие позиции.
Ушедший из жизни руководитель оставил достойное наследие – на счетах КрасТИСИЗа были десятки миллионов рублей, в «портфеле» – перспективные заказы. Надо заметить, что ОАО «КрасноярскТИСИЗ» — полностью государственное предприятие, 70 процентов акций находятся в управлении Росимущества, 30 — у Министерства регионального развития.
В период болезни и какое-то время после смерти генерального директора, его обязанности исполняла главный инженер Мария Александровна Гоман, работающая в тресте с 1963 года, прошедшая все ступени карьерной лестницы…
Казалось бы, самое разумное в этой ситуации – сделать все возможное, чтобы сохранить столь нужное для региона успешно работающее предприятие. Но, похоже, чиновников Росимущества больше интересовали миллионы на счетах КрасТИСИЗа, честно, между прочим, заработанные его коллективом.
Назревал конфликт. Коллектив требовал утвердить в должности генерального директора Марию Александровну, которая, учитывая ее огромный опыт, смогла бы сохранить на нужной высоте планку, поднятую Есюковым и обеспечить преемственность.
Москвичи «двигали» свою кандидатуру – Сергея Петровича Сальникова, человека, к которому у работников КрасТИСИЗа были вопросы, причем, весьма неприятные.
Так, например, в Новоселовском районе в поле зрения правоохранительных органов попала некая Елена Кулебякина, занимавшаяся кадастровыми работами, причем в разное время она представляла различные фирмы – то институт «Висхаги», то ООО «Краскартгеодезия», то ООО «КАЗН», а потом и вовсе стала индивидуальным предпринимателем. Не менялось только одно – за свои услуги она предпочитала наличные. При этом, очень не любила, когда клиенты требовали у неё документы, подтверждающие факт уплаты денег. Когда, в конце концов, её деятельностью заинтересовалась милиция, она на допросе заявила, что «наличку» отдавала Сергею Сальникову, который через «подставных лиц» руководил фирмами, от имени которых работала Кулебякина. Сальников на допросах отпирался: «Какие деньги? Никаких денег я в глаза не видел…» В тот раз так ничего и не смогли доказать.
Но история получила огласку, осадок, как говорится в таких случаях, остался, и коллектив ТИСИЗа бурлил – люди хотели работать, а не печально наблюдать, как растаскивают их предприятие…
Написали даже в Правительство и Законодательное Собрание края. Власти услышали изыскателей – депутатом ЗС края Олегом Пащенко был сделан запрос в Новоселовское УВД, с просьбой предоставления информации об имеющихся проблемах с законом у Сальникова. Заместителем председателя комитета ЗС по собственности Всеволодом Севастьяновым вопрос о назначении генерального директора ОАО «КрасноярскТИСИЗ» был внесён в повестку заседания сессии Законодательного Собрания.
В итоге – депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы подготовить письмо основному акционеру – Росимуществу, с просьбой внимательно отнестись к назначению нового руководителя КрасТИСИЗа, обсудить его кандидатуру с руководством края и коллективом предприятия. Письмо было подписано председателем Законодательного Собрания края Александром Уссом и тогдашним председателем краевого правительства Эдхамом Акбулатовым…
Но, не вняли московские акционеры – генеральным директором был поставлен Сальников. При этом, самую большую активность при его назначении, проявил заместитель руководителя Росимущества Глеб Никитин, лично прилетевший, чтобы представить своего протеже.
Случилось это 6 апреля 2010 года. А уже 17 апреля в КрасТИСИЗе появился новый финансовый директор – Иван Мельников. Представляя его коллективу треста, Сальников не скупился на похвалы, называя нового распорядителя казны «высоким профессионалом», своим товарищем и учителем…
В последнем сомневаться не приходилось, ведь Мельников – владелец 33 процентов долей в ООО «Сибстройизыскания», генеральный директор и владелец 33 процентов в ОАО «ВостсибНИИгипрозем» где до назначения гендиректором ТИСИЗ в должности его заместителя работал Сергей Сальников.
Вот такая вот получилась «рокировочка».
А дальше – начали сбываться самые худшие опасения наиболее прозорливой части коллектива треста. Руководством было объявлено о планах по созданию холдинга на базе трёх юридических лиц: ОАО «ВостсибНИИгипрозем», ООО «Сибстройизыскания» и ОАО «КрасноярскТИСИЗ».
Надо заметить, что две первых фирмы являются сугубо частными, а третья – исключительно государственной. При этом, действующее законодательство не определило правовой статус и понятие «холдинга». Потому-то в 2010 году, была создана ОАО «Краевая инжиниринговая корпорация», учредителем которой является ООО «Сибстройизыскания» (учредители: Мельников И.А., Егорченков В.Н. – в недавнем прошлом главный инженер «КрасноярскТИСИЗ» и Смирнова М.М. – заместитель генерального директора по экономики ОАО «КрасТИСИЗ»).
Работа закипела – руководитель ОАО «КрасТИСИЗ» господин Сальников начинает активно заключать договоры подряда с «аффилированными» структурами господина Мельникова, который в свою очередь, используя производственный потенциал государственного предприятия, вовсю обогащает свои фирмы средствами, поступающими от заказчиков, уверенных, что продолжают работать со старейшей и опытнейшей изыскательской конторой края.
Дела пошли. Опасения, что связка Мельников-Сальников ничего не смыслят в изыскательской работе, оказались напрасными. Выяснилось, что смыслят, да ещё как! Эти господа начали очень активно изыскивать способы «умыкнуть» государственное предприятие. Не всё шло гладко – ОАО «КрасноярскТИСИЗ находилось в проекте плана приватизации на 2010-2011годы, но затем было из него исключено, как предприятие особой государственной важности.
Но господа Мельников и Сальников не унывали – не получилось прибрать к рукам всё предприятие, можно, хотя бы, попытаться выкачать из него деньги…
С этой целью 3 августа 2011 года создается новая фирма с многообещающим названием – ООО «КрасНИИпроект», которой со счета «КрасТИСИЗа» начинают поступать весьма солидные суммы:
28 октября – 4 миллиона 750 тысяч рублей,
20 декабря – 6 миллионов 550 тысяч,
12 января – 11 миллионов 929 тысяч, а затем еще восемь с половиной миллионов…
9 февраля Сальников с Мельниковым обогатили КрасНИИпроект еще на 3 миллиона рублей… Общая сумма выплаченных только КрасНИИпроекту средств составила 34 миллиона, 729 тысяч…
Фирма, существующая без году неделя, не имеющая в своем штате никого, кроме генерального директора, брала на себя обязательства провести камеральную обработку инженерных изысканий объекта «Магистральный газопровод Якутия-Хабаровск-Владивосток», разработать и рекультивировать карьеры грунтовых строительных материалов на Ванкорском месторождении открытым экскаваторным способом.
Но… казна ТИСИЗа стремительно пустела, а КрасНИИпроект рапортовать о выполнении вышеназванных работ не спешил.
Мельников, между тем, был введен в Совет директоров треста.
Старейшие работники тихо охали и удивлялись – у конторы начались большие проблемы. Даже с заработной платой стало не всё гладко, чего не наблюдалось здесь даже в лихие девяностые…
То, что над КрасТИСИЗом сгущаются тучи, окончательно стало ясно 22 июня 2012. В этот знаменательный день москвичи вышли из Совета директоров предприятия – видимо, потеряли интерес к его опустошенной кассе.
Сальников с Мельниковым, поняв, что отвечать за всё придется им, запаниковали. 3 июля они подают жалобу на КрасНИИпроект в арбитражный суд. Дескать, фирма не выполнила своих обязательств…
Перегнать фирме, существующей на свете всего два месяца и не имеющей даже собственного офиса (по адресу Красноярск Маерчака 3, где она зарегистрирована, мы таковой, по крайней мере, не обнаружили) более миллиона долларов, а потом громко возмущаться и всплескивать руками: «Ах, ах, нас, кажется, обманули! Кто бы мог подумать!» . Какие удивительно добрые и наивные люди эти Мельников и Сальников…
А в середине июля появилась информация о том, что пост заместителя Росимущества покидает Глеб Никитин, причем, как отмечает «Коммерсант», «на карьерных перспективах господина Никитина в Росимуществе негативно сказались итоги проверки, проведенной контрольным управлением президента: Дмитрий Медведев оказался весьма недоволен состоянием дел в сфере управления госимуществом и поручил Генпрокуратуре, МВД, ФСБ, Следственному комитету и Росфинмониторингу к 1 августа провести комплексную проверку операций с госсобственностью…».
«Бюро журналистских расследований ФАКТ» не располагает сведениями о том, коснется ли распоряжение Дмитрия Анатольевича ситуации, сложившейся на старейшем и важнейшем изыскательском предприятии Красноярского края и будет ли правоохранительными органами организована такая проверка деятельности руководства КрасТИСИЗа.
Но, думается, будет очень печально, если это предприятие прекратит свое существование – а ведь ситуация планомерно подводится к этому.
КрасТИСИЗ – не завод ферросплавов, вокруг которого ведется столько споров – вопрос о том, что важнее, рабочие места, налоги или чистый воздух здесь не стоит.
Около трехсот специалистов здесь зарабатывали немаленькие деньги, платя налоги в бюджеты всех уровней и обеспечивая занятость тысячам человек, не производя при этом никаких вредных выбросов в атмосферу. Как говорится, что имеем не храним.
Дмитрий Голованов