Заканчивается подача документов на замещение одной и самых хлопотных должностей – начальника Красноярского управления автомобильных дорог края. От того, кто её займет сегодня, во многом зависит, по каким дорогам мы станем ездить завтра.
Надо заметить, что должностной оклад главного дорожника края невелик и составляет всего 6729 рублей в месяц. Но с районными надбавками, премиями, бонусами и коэффициентами за сложность, напряженность и особый режим работы зарплата руководителя такого ранга зашкаливает за сотню рублей. Но это не главное. Через управление автомобильных дорог проходят миллиарды бюджетных рублей, которые в буквальном смысле закапываются, утрамбовываются в землю.
Сделай асфальт на несколько миллиметров тоньше, чем положено по ГОСТу – получишь с каждого километра экономию в сотни тысяч рублей. А если речь идет о трассе в несколько десятков километров, а в настил и подушку не доложить не миллиметры, а пару-тройку сантиметров – выкроенных таким образом средств хватит на особняк…
Что потом про дорожных строителей и их руководство будут говорить водители – дело десятое. Зато одному, вполне конкретному человеку хорошо. Остальные доедут как-нибудь до пункта назначения, не развалятся.
Поэтому надбавки, премии и бонусы за профессионализм и специфику деятельности начальнику КРУДОРа платятся не зря. Именно он в первую очередь отвечает за то, чтобы автомобильные дороги края соответствовали всем ГОСТам и нормам. Именно этот руководитель должен всячески препятствовать попыткам своих подчиненных забраться в государственный карман и сам избегать соблазна.
А соблазн этот бывает очень велик. Более пятнадцати лет должность начальника КРУДОРа занимал Сергей Филлипович Зяблов, занимал, несмотря на то, что краевые губернаторы и отраслевые министры периодически менялись, и некоторые даже «не совсем хорошо» уходили.
Заместитель губернатора Валерий Суладзе, например, в 2003 году был арестован за крупную взятку. Именно он тогда отвечал за дорожную и строительную отрасль края. Сергей Зяблов проходил по делу как свидетель. Но после того, как его босс потерял кресло, в прессе впервые заговорили о серьезных проблемах в отрасли и о том, что Сергею Филипповичу вот-вот придется уйти…
После первых шести лет работы Зяблова на посту начальника КРУДОРа вырисовалась довольно неприглядная картина: во многих ДРСУ зарплата не выплачивалась от 3 до 7 месяцев. Во многих районах края не было денег не только на зарплату дорожным рабочим, но и на элементарное содержание дорожного полотна. В те времена слово «тендер» только входило в моду, антимонопольное законодательство было сырым и не до конца продуманным, и Сергею Филипповичу ничто не мешало жаловать и отвергать подрядчиков по своему усмотрению. Однажды, например, в буквальном смысле провалилась под землю транспортная развязка на федеральной трассе сразу за Березовкой, целый километр асфальта ушел «в никуда». Трассу с вопиющими нарушениями строила частная фирма, которую усиленно накачивал деньгами КРУДОР. В бытность Зяблова начальником КРУДОРа отчаявшиеся дорожные рабочие даже выходили на пикеты.
Лидер профсоюзного движения красноярских дорожников Виктор Медведев в свое время в интервью «Комсомольской правде» говорил:
– Господин Зяблов, распределяя заказы на строительство и ремонт дорог, открыто делает ставку на различные частные фирмы: «Илан», «Илан-Л» и ачинское ДПМК. В результате эти частные фирмы процветают, тогда как государственные организации, имеющие гораздо больший опыт, сидят без работы и зарплаты.
А вот к некоторым дорожным фирмам Сергей Филиппович благоволил особым, так сказать, образом. Так, канскому ДРСУ КРУДОР выдавал взаймы средства на покупку грузовых автомобилей Камаз и дорожной техники. Причем приобретали эту технику «заемщики» только у определенных фирм, по цене, которая на тот момент была гораздо выше рыночной. КАМАЗ, например, купленный по «зябловскому займу», стоил в 2001 году 525, а МАЗ, ничем по своих техническим характеристикам КАМАЗу не уступающий, стоил меньше трехсот тысяч.
Любопытное совпадение: во времена, когда дорожники сидели без зарплаты, в Красноярске полным ходом шло строительство коттеджа, Сергей Филиппович вкладывал личные сбережения в уставные капиталы банков и страховых компаний, входя в число их учредителей. То, что при этом он возглавляет государственное учреждение, его ничуть не смущало. Как не смущало и то, что практически все 40 государственных унитарных дорожно-строительных управлений Красноярского края оказались в упадке. В каком состоянии тогда, в 2003 году, были многие дороги края, говорит только один факт: в Козульском районе из-за заносов на дороге целую неделю не могли похоронить умершего.
В то время как местные районные ДРСУ тихо «загибались», на дорогах края вовсю трудились заезжие частные дорожно-строительные фирмы, осваивая миллиардные объемы. При этом работали абы как, чтобы побольше сэкономить для себя. О тех, кто будет ходить или даже ездить по этим дорогам, особо не задумывались, поскольку те, кто дороги эти возводил, жить здесь не собирались.
Порой ведомство Зяблова позволяло себе и вовсе циничные выходки. Однажды, например, жители деревни Михайловка, расположенной в 46 километрах от трассы Красноярск-Ачинск, написали письмо тогдашнему губернатору Хлопонину. Тот переслал его Сергею Филлиповичу, который дал селянам издевательский ответ: «Ставьте на михайловском повороте шлагбаум, собирайте деньги и стройте себе дорогу». Об этом в 2002 году написала газета «Новый Енисей».
Знали бы михайловцы, что строящаяся с таким размахом фактически новая дорога между Красноярском и Ачинском забрала деньги от сельских дорог. Об этом сказано в акте последней ревизии управления, которая состоялась в июне 2002 года: «…на федеральной автомобильной дороге «Байкал» в 2001 году производились работы по капитальному ремонту за счет средств территориального дорожного фонда и федерального бюджета по статье «Приведение в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских автодорог для приемки их в сеть автодорог общего пользования».
Надо заметить, что Сергей Филиппович оставил пост руководителя автодорожной сети не просто так, а после серьезного скандала. В 2011 году УФАС настаивало на том, что он допустил нецелевое расходование средств, выделенных на строительство моста через Ангару. Сумма называлась немаленькая – 600 миллионов. Главному дорожнику края «светил» штраф в 1,2 миллиарда рублей, уплаты которого ему, правда, удалось избежать, но с должностью пришлось Сергею Филипповичу расстаться.
Сейчас Зяблов – «просто депутат», и как «народный избранник», он продолжает принимать живейшее участие в делах отрасли. На различных депутатских заседаниях Сергей Филлипович особенно рьяно нажимает на то, что нужно соблюдать преемственность, что руководить дорогами края должны местные, красноярские кадры, патриоты своего края. Это все, конечно, так. Но почему в бытность Зяблова руководителем КРУДОРа обанкротились такие предприятия, как Красноярское ДРСУ 1, Минусинское ДПМК и другие дорожно-ремонтные предприятия, на которых трудились местные кадры? Почему в красноярских колледжах практически перестали готовить дорожных рабочих различных специальностей?
Видимо, в них отпала необходимость, ведь сегодня на красноярских дорогах мы видим только укладывающих асфальт гастарбайтеров…
«Патриотизм» Зяблова, вероятно, касается исключительно руководителей высшего эшелона, имеющих доступ к распределению финансов и так или иначе связанных личными или деловыми отношениями с бывшим «непотопляемым» начальником КРУДОРа, который никак не может смириться с тем, что распределение средств, выделяемых на ремонт и строительство дорог, теперь осуществляется без его участия.
От того, кто ее займет в ближайшее время – очередной «мастер бюджетного распила» или человек, болеющий за дело, – зависит многое. Ведь все мы являемся пешеходами, водителями, пассажирами. И по каким дорогам мы станем передвигаться завтра, нам всем небезразлично.
Недавно, например, неизвестные сожгли автомобиль исполняющего обязанности руководителя КРУДОРа Вячеслава Цыщука. Причем видеокамера зафиксировала, что акция была неслучайной – «Ниссан» предварительно полили бензином, при этом злоумышленники скрывали свои лица. Связана ли эта «акция» с борьбой за кресло руководителя КРУДОРа, или это просто выходка вандалов, предстоит решить следствию.
Дмитрий ГОЛОВАНОВ