В летние месяцы в сибирских городах и так много говорят о том, как коммунальщики готовятся к зиме, но сейчас в Красноярске внимание к этой теме просто зашкаливает. Энергетики вышибают миллиардные долги у «Жилфонда», а тот расставаться с деньгами не хочет и клянется, что во всём виноваты красноярцы. Дескать, квартплату вносят крайне неаккуратно. В связи с этим некоторые аналитики уверяют, что город не будет подготовлен к зиме, его, дескать, ждёт коммунальный коллапс. Но виноваты в этом, по их мнению, не злоупотребления и коррупция, поразившая эту сферу, а… силовики, взявшие под стражу главного коммунального деятеля Красноярска.
По чётным – консул, по нечётным – управдом…
Но, почему-то, не покидает ощущение, что нам морочат голову, пытаясь заставить думать шиворот-навыворот. Местные аналитики и эксперты, обозреватели и политологи, с самым глубокомысленным видом объясняют, почему был арестован Валерий Грачёв, хотя, даже беглое знакомство с биографией этого господина вызывает совсем другой вопрос: «Почему его не посадили раньше?».
Это человека называли «теневым хозяином города». Впрочем, напрасно – Валерий Александрович в тени находиться не любил. Два года назад, когда он праздновал свой юбилей, полгорода не могло уснуть от грохота и вспышек, не уступающих тем, что расцвечивают ночное небо в Новый год и на День Победы.
Восхождение Грачёва началось в конце восьмидесятых, когда обычный шофёр и бывший краснофлотец понял, что на одну зарплату жить скучно и сделался кооператором. Потом был пивной бизнес, смутные связи с местной «братвой», и в, конце концов, первое серьёзное предприятие: «СибЧелендж», региональный оператор мобильной связи, которая в те далёкие времена была доступна лишь избранным, той же «братве». Но, пришли другие времена, мобильники перестали быть роскошью, и Грачев уступил свой бизнес МТС за 45,4 миллионов долларов, которые ему очень удачно удалось вложить.
Грачев стал монополистом в сфере ЖКХ: ему отдали в аренду на 49 лет инженерные сети города Красноярска. Забросив стоматологию, в этот бизнес пришёл зять Грачёва – Андрей Масловский. Валерий Александрович зажил на широкую ногу: воды Красноярского водохранилища бороздила его собственная яхта, превосходившая размером судно, принадлежащее тогдашнему губернатору Красноярского края Александру Хлопонину. Такой наглости позволить себе не мог никто. Но от Грачёва глава региона стерпел. Только этого «коммунальному королю» показалось мало – он построил шикарный особняк в историческом центре города, и говорят, сделал от него подземный переход к своему офису. В общем, Остап Бендер может завидовать. У этого управдома получилось побыть «графом Монте-Кристо». Правда, тот разбогател после тюремного заключения, а этот – до…
Красноярцы разучились недоумевать, сталкиваясь с абсурдом, и это, откровенно говоря, пугает. Никто не задаётся вопросом, например, зачем бизнесмен Грачёв стал почётным консулом Словакии? Особняк с соответствующей геральдикой возвдвигнут в самом центре города. Там же, кстати, находится и офис компании, владеющей тремя четвертями всех красноярских коммунальных сетей. Почему всё это под одним флагом? Где задвижки сибирских теплотрасс и где Словакия? На какие инвестиции существует в городе на Енисее представительство этого далёкого государственного образования, возникшего в результате ссоры двух братских славянских народов? Хотелось бы знать, кстати, сколько Грачёв вложил в саму Словакию, и что это за деньги? Уж не те ли, что были собраны с жителей за коммунальные услуги, но так и не дошли до призводителей теплоэнергии? Ни за что не поверю, что «корочки» консула в МИДе этой страны, ему вручили за выдающиеся душевные качества…
«Странным», красноярским «аналитикам» видится другое: почему «делом Грачёва» занялось УФСБ по Красноярскому краю, а не ГУ МВД или СК РФ по Красноярскому краю, скажем? Хотя, если разобраться, здесь, как раз, ничего удивительного нет: высокие коммунальные тарифы в сочетании с низким давлением в трубах центрального отопления, очень плохо сказываются на верноподданических чувствах граждан. Вот и бдят товарищи из госбезопасности по мере сил за теми, кто вольно или невольно разжигает в нас протестные настроения. Между тем, общественность пугают надвигающимся коммунальным коллапсом – дескать, посадка Грачёва может негативно сказаться на подготовке города к зиме. Ни больше, ни меньше… И как-то никто не обращает на простой факт: именно в тот день, когда «присел» этот видный коммунальный деятель, его сторонники на совете директоров «Краскома» «продавили» решение о сокращении программы модернизации коммунальных сетей города на 500 миллионов рублей. И, своим решением, оставили находящегося под стражей человека, главой совета директоров «Краскома». Этот гражданин, не имевший до пятидесяти лет диплома о высшем образовании, а к шестидесяти ставший доктором экономических наук, не перестаёт удивлять.
Красноярцев пытаются уверить, что если зимой нам всем будет холодно, то виноваты в этом будут энергетики, вина которых заключается в том, что управляющие компании должны им более полутора миллиардов рублей за уже оказанную услугу, и деньги эти отдавать они не желают.
«Жульфонд»
Впрочем, семь крупнейших управляющих компаний города (по числу районов в краевом центре) не самостоятельны в своих решениях. Их принимает великая, могущественная и таинственная компания – «Жилфонд», аккумулирующая на своих счетах средства, которые тратятся на жизнеобеспечение более 4000 многоквартирных домов города Красноярска.
Её можно с полным правом назвать детищем Валерия Грачёва. Хотя, если разобраться, структура эта нужна красноярцам ещё меньше, чем словацкое консульство. А вот на её содержание жители города на Енисее тратят, наверное, больше, чем какая-нибудь Албания на всё своё министерство иностранных дел. Одним словом – эдакий гигантский пылесос, созданный для выкачивания сбережений у жителей обслуживаемых домов. При этом прозрачность финансовых операций здесь гораздо ниже, чем у пыльного мешка… Может потому, почти сразу после своего основания, эта структура погрузилась в пучину скандалов с криминальным послевкусием.
В организации «левых» поборов эта «контора», созданная для повышения «прозрачности, законности, и эффективности» проявила небывалую смекалку, стараясь, по возможности, не повторяться… Так, в 2011 году подразделение красноярского «Жилфонда» ООО «Жилкомресурс», обслуживающее дома Железнодорожного района, прокуратура уличила в присвоении денег жильцов, сэкономленных от установки энергосчётчиков. Сумма составила около 800 000 рублей.
А в 2012 году, другая структура «Жилфонда», ООО «УК «Центржилсервис», обслуживающая понятно какой район, придумала брать с красноярцев плату в 735 рублей за вызов инженера в связи с вводом в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды. После долгих судебных тяжб с жильцами, «Жилфонд» заплатил государству незаконно полученный доход в размере 287 889 рублей 63 копеек. Этой же компании пришлось вернуть жильцам ещё три миллиона за незаконно затеянный ремонт и нецелевую трату средств.
В том же году, уже в Кировском районе, прокуратура заставила ООО «Жилфонд» вернуть в бюджет 282 145 рублей 8 копеек, которые они незаконно получили, завысив смету при замене пассажирских лифтов в двух многоквартирных домах. Кроме того, эта управляющая компания провела ремонт теплоснабжения дома и асфальтирование дворового проезда, потратив еще 500 000 рублей без согласования с владельцами квартир…
Впрочем, все эти разборки с жильцами и попытки содрать с них побольше мелочишки – сущая ерунда. Главным и самым увлекательным занятием собственников красноярского коммунального хозяйства были распилы субсидий и государственных инвестиций, слияния, поглощения, смена учредителей и собственников в подведомственных компаниях и прочие занимательные манипуляции…
Не всё, конечно, получалось. Так, например, депутаты горсовета не позволили «Жилфонду» «скинуть» на плечи муниципалитета почти 500 «невыгодных» жилых домов. Понятно же, что собирать деньги с жильцов и выколачивать субсидии у городских властей интереснее, чем тратиться на реконструкцию и ремонт…
«КрасКум»
Возможно поэтому Грачёв решил взять под контроль всю финансовую цепочку в коммунальной сфере. Поставив в «Жилфонде» дело на широкую ногу, он продает свою долю собственному зятю – Андрею Масловскому, а сам становится председателем совета директоров крупной коммунальной компании ООО «Краском», владеющей львиною долей красноярских сетей. То есть теперь он, фактически, контролирует и заказчика и исполнителя а также почти все финансы в сфере ЖКХ города. Судите сами – за 2011 год на субсидии направлено 975,2 миллионов рублей, которые получили 73 управляющие компании из 512 действующих, при этом 86,1 процент суммы достался компаниям, входящим в ГУК «Жилфонд»… Что это, если не коррупция?
Большая часть этих средств перекочевывала в ООО «Краском», который после продажи активов в Жилфонде своему родственнику, фактически единолично возглавил Грачёв. О «чистоте» его помыслов говорит следующий факт: когда в декабре прошлого года группа депутатов городского Совета направила в прокуратуру Красноярска запрос о деятельности ООО «Краском», руководство этой организации разобиделось, и пригрозило подать в суд на народных избранников за клевету. Суть конфликта заключалась в том, что «Краском», направил в горсовет письмо с просьбой считать инвестпрограмму исполненной и снять с контроля. При этом, системы водопровода и канализации на юго-западе Свердловского района не были построены. Защитить «честь и достоинство» в суде коммунальщики не успели, поскольку их патрона сгребла госбезопасность…
Периодически, разные ведомства задавались вопросом: «А для чего городу такая структура, как «Жилфонд»?», и ответа на него не находили. Так, Счетная палата, проверив её деятельность, пришла к выводу, что эта коммерческая управленческая структура, созданная в своё время для решения таких проблем, как неплатежи населения, низкое качество коммунальных услуг, несоблюдение требований законодательства в жилищной сфере и сфере энергосбережения, ни одну из них не решила. Более того – сама нарушала всё, что только можно было нарушить: завышала тарифы, занималась незаконными поборами, всеми правдами и неправдами старалась отвертеться от расчетов с кредиторами, предпочитая тратить деньги на премии и «стимулирующие выплаты» «топ-менеджменту» компании… В ходе проверок выяснялись факты совершенно вопиющие. Например, «Жилфонд» приобретал строительные материалы для капитального ремонта домов по завышенным в 10 раз ценам. На эти цели направлялись средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, который выделил Красноярску более миллиарда рублей… Возбудили громкое дело, учинили разбирательства на сессии горсовета. Ревизоры скучными голосами зачитывали с трибуны возмутительные факты, готовящиеся к выборам депутаты кричали: «Коррупция! Состав преступления!». Возбудилась прокуратура и полиция, вышло несколько публикаций, а потом… как-то всё стихло, и чёрная дыра под названием «Жилфонд» осталась…
Более того, в последний год она имеет тенденцию к стремительному разрастанию. На первое января 2015 года долг поставщикам ресурсов составлял чуть более миллиарда рублей, а к середине года он вырос на семьсот миллионов. При этом, менеджмент «Жилфонда» жалуется на неплатежи населения. Интересно, что «Краскому» и его структурам «Жилфонд» почти ничего не должен. Для него средства у народа исправно находятся…
Сегодня один из поставщиков ресурсов – «Сибирская генерирующая компания» пытается в арбитражных судах вернуть деньги, в том числе путём проведения процедуры банкротства семи крупнейших управляющих компаний города. «Жилфонд» изо всех сил сопротивляется, отбиваясь не только в судах, но и, организовав в Красноярске мощную пиар-компанию. СГК, дескать, хищник, который подло обманул семь наивных управляющих компаний, а теперь хочет их сожрать. Прямо, как в сказке «Волк и семеро козлят». Впрочем, в данном случае, слово «козлят» скорее воспринимается как глагол. Народ, тем временем, в ожидании холодов безмолвствует…
Дмитрий Голованов
Генеральный директор
Бюро журналистских расследований «Факт»