Субподрядчик на обочине

Федеральные дороги должны быть удобными, широкими и безопасными. С этим высказыванием не поспоришь.

ТрубыыА катастрофа, случившаяся в районе Балахты, на трассе М-54 «Енисей», и повергшая в шок весь край, напомнила нам о том, что подобные аварии чаще всего происходят там, где машинам сложно уйти от лобового столкновения, если у кого-то из водителей «что-то пошло не так…». Сейчас, летом, самый разгар дорожно-ремонтных работ, и от того, насколько качественно они будут сделаны сегодня, возможно, будет зависеть чья-то жизнь завтра…

Дело — труба

Я проезжал по этой трассе на своём автомобиле буквально за пару дней до случившегося и обратил внимание на то, что трасса «Енисей» очень активно ремонтируется — работы ведутся, без преувеличения, на десятках километров дорог. И это, разумеется, хорошо. Но меня заинтересовало, насколько качественно работают дорожники, не создают ли они опасности для тех, кто движется по трассе?

Так, буквально в нескольких километрах от того места, где через несколько дней случилась трагедия, я увидел валяющиеся прямо на обочине бетонные трубы. По всей видимости, дорожно-строительная организация, установив новые, эти просто бросила, не подумав, насколько опасен этот «подарок» для автомобилиста, которому, не дай Бог, на этом участке придётся, например, уходить от столкновения…

Так случилось, что мне пришлось затормозить в том месте, и я сфотографировал это безобразие и решил поинтересоваться, кто его «автор». Сделать это было несложно…

Через пару километров от брошенных труб красуется аншлаг, который гласит, что ремонтные работы на участке трассы М-54 («Енисей») осуществляет компания «Новосибирскавтодор»… Снимки показал известному в красноярских кругах дорожному эксперту, кандидату технических наук Фёдору Харитоновичу Юркову, который подтвердил, что это — грубое нарушение, и руководитель подрядной организации в этом случае должен быть немедленно оштрафован тысяч на пятьдесят, не меньше.

Вспомнилась история пятилетней давности, когда на трассе М-53, в районе посёлка Нижний Ингаш, размыло участок дороги длиной в 250 метров. Из-за этого образовалась гигантская пробка, в которой несколько дней стояли сотни грузовиков. Там подрядные работы, насколько мне помнится, также осуществляли новосибирцы. Тогда прокуратура тоже довольно долго разбиралась в ситуации, но в результате так никто наказан и не был…

Участвовать и побеждать в тендерах может любой — с этим не поспоришь, всё честно. Но тем не менее в Красноярском крае немало своих, достаточно мощных дорожно-строительных организаций. Что же влечёт сюда дорожников из соседнего региона — обычная погоня за прибылью или желание «укрепиться» в соседнем регионе, «ослабить» местных подрядчиков и распространить на край своё влияние?

Давайте обратимся к фактам. Объём работ на трассе М-54 («Енисей»), который в результате победы на торгах получили новосибирцы, превышает полмиллиарда рублей. При этом ни одной единицы техники из Новосибирска на дорогах Красноярского края и Хакасии не было замечено. На всех четырёх участках, которые подрядился ремонтировать «Новосибирскавтодор», трудятся красноярские дорожно-строительные фирмы.Аншлюс

На вопрос, что помешало местным субподрядчикам самим выиграть торги и спокойно осваивать запланированные объёмы, ответ один: «Всё сделано по закону…» Но тем не менее выглядит это как-то не очень правильно. Получается, что выигравший тендер подрядчик из другого региона забирает маржу, на которую местные дорожники могли бы укреплять материальную базу, расширять свой парк, выплачивать денежные премии рабочим, да мало ли чего… Налогов опять же в краевую казну при таком раскладе наверняка поступает меньше, да и качество ремонтных работ вряд ли становится лучше. Ведь их в любом случае приходится удешевлять…

Бей своих…

Для того чтобы разобраться в том, насколько ход дорожных работ на участках, где выиграл торги «Новосибирскавтодор», соответствует заявленным объёмам, мы пригласили уже упомянутого выше Фёдора Харитоновича Юркова, специалиста дорожного дела, хорошо известного в своих кругах.Юрков

Вся информация, надо заметить, находится в открытом доступе, на сайте «Байкалавтодор» (http://www.fuad-baikal.ru) и «Закупки.ру» (http://www.zakupki.ru/art/static/11).

Деньги «Новосибирскавтодор» осваивает на трассе «Енисей» немаленькие. Так, стоимость работ на участке трассы со 130-го по 140-й километр — это там, где на обочине валяются трубы — составляет 542 189 999 рублей.

Как нам пояснил Юрков, столь высокая цена складывается прежде всего из-за необходимости замены труб, строительства обводных участков и так далее. Только за июнь необходимо было выполнить работы на сумму 16 591 427 рублей. Фактически же выполнено и предъявлено заказчику работ на сумму 4 019 867 рублей. Интересно, что за отставание от календарного графика контрактом предусмотрен штраф. Но пока, судя по информации на сайте, заказчик никаких претензий к ОАО «Новосибирскавтодор» не предъявлял.

Есть отставания от графика и по другим участкам. Но заказчик и здесь лоялен к новосибирцам.

Особенное недоумение, по мнению Фёдора Харитоновича, вызывает ход работ на участке 324-335-го километров трассы М-54 «Енисей», где в июне месяце, согласно календарному графику, необходимо было выполнить работы на сумму 6 245 910 рублей, включающие в себя работы по ремонту дорожной одежды (устройство нижнего слоя покрытия), а также работы по ремонту искусственных сооружений (труб).

Ничего фактически не сделано. Вместо этого было предъявлено выполнение работ по профилированию существующей обочины (сумма 3 152 528 рублей), которое стоит в план-графике на сентябрь месяц. Чтобы было понятно — как бы вы отнеслись, например, к тому, что фирма, взявшаяся отремонтировать вашу квартиру, сначала наклеивала в комнатах обои, а потом начинала обдирать штукатурку с потолка?

Лояльность заказчика к новосибирцам, в общем-то, достаточно жёстко и принципиально принимающего работу у красноярских подрядчиков, несколько изумляет. Тем более что в других регионах с этой фирмой не церемонятся.

Например, совсем недавно читинская природоохранная межрайонная прокуратура оштрафовала руководителя ОАО «Новосибирскавтодор» за незаконную добычу компанией гравия и его использования при реконструкции автодороги Борзя — Забайкальск.
— В ходе выполнения работ для отсыпки полотна автодороги используется гравийная смесь. Для получения её предприятие разработало карьер на 412-м километре автодороги Чита — Забайкальск, который расположен на арендуемых землях сельского поселения «Черново-Озерское». При этом «Новосибирскавтодор» не получил в установленном порядке лицензию на пользование недрами,- рассказали в пресс-службе краевой прокуратуры.

Кроме того, там добавили, что при разработке карьера по добыче гравийной смеси предприятие применило буровзрывные работы для рыхления горной массы, на что также требуется наличие лицензии на право пользования недрами.

Переломные моменты

С ОАО «Новосибирскавтодор» связан целый ряд других скандальных историй. Так, по решению суда эта фирма выплатила 86 тысяч рублей женщине, сломавшей ногу на обледенелом переходе. По данным прокуратуры Новосибирской области, жительница города Обь обратилась в местную прокуратуру с жалобой на действия дорожных служб. Она сообщила, что сломала голень, поскользнувшись и упав на наледи на пешеходном мосту, расположенном над трассой по дороге в аэропорт Толмачёво.

Проверка показала, что женщина упала, потому что сотрудники ОАО «Новосибирскавтодор», эксплуатирующего мост, не очистили мост вовремя. 10 января 2013 года прокурор Оби Роман Романов внёс представление гендиректору «Новосибирскавтодора» Фёдору Николаеву. Но руководитель не стал никого привлекать к дисциплинарной ответственности, указав в ответе прокуратуре, что обстоятельств получения травмы никто не видел.

22 января прокурор обратился в Центральный суд Новосибирска, чтобы признать бездействие компании по очистке моста незаконным. Суд согласился с доводами прокурора. После пострадавшая обратилась в суд с иском о взыскании материального и морального вреда с ОАО. Суд удовлетворил её требования на сумму 86,2 тысячи рублей (http://news.ngs.ru/more/1370465).

Ещё один крайне неприятный инцидент случился уже в нынешнем году: машинист ОАО «Новосибирскавтодор», «выполняя ремонт машины, при снятии опорных колёс оказался придавлен нижней опорой машины к бетонному основанию». Мужчина был доставлен в медицинское учреждение с тяжёлыми травмами. Как показало расследование, основными причинами трагического инцидента, который был квалифицирован как несчастный случай на производстве, стали: нарушение технологического процесса и общих требований безопасности труда в строительстве, отсутствие контроля со стороны должностных лиц, а также непрохождение работником целевого инструктажа.

Кроме того, комиссия ГИТ установила лиц, допустивших нарушения требований охраны труда. Они привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Разработаны мероприятия по устранению причин несчастного случая. Материалы расследования направлены в следственный комитет и прокуратуру (http://novosibirskvesti.ru/news/sobitiya/10320_dorozhniyi-katok-upal-na-sotrudnika-novosibirska.html).

Около десяти лет назад в Красноярске «почил в бозе» мясокомбинат «Зубр», «заинтересовавший» одну из новосибирских фирм. И если бы на предприятии просто сменился собственник и оно продолжило стабильно работать, вопросов бы не возникло. Но комбинат был «убит» цинично и злонамеренно — оборудование демонтировано и вывезено в неизвестном направлении, сотни человек потеряли свои рабочие места, красноярцы лишились возможности покупать привычную продукцию. Вместе с комбинатом «схлопнулись» несколько крупных животноводческих хозяйств Красноярского края.

Возможно, эта пугающая аналогия здесь не совсем уместна, но всё же… Сегодня нам стало известно, например, что новосибирцы ведут переговоры с рядом испытывающих финансовые трудности дорожно-строительных организаций края — на предмет покупки. А это значит — налоги со средств, выделенных на ремонт и строительство дорог Красноярского края, будут платиться в казну другого субъекта Федерации. Контролировать «освоение» этих денег будет гораздо сложнее, а о социальных обязательствах, которые сегодня несут многие дорожно-строительные организации на обслуживаемых территориях, скорее всего, придётся забыть.

Такие вот тревожные мысли, посетили меня после встречи с трубой на обочине. Мысли, возможно, преждевременные. Но, как показывает жизнь, большие неприятности начинаются с маленьких недоразумений…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *