Вывод бюджетных средств в оффшорные зоны, на счета частных компаний — тема, можно сказать, избитая, но от этого не перестающая быть актуальной. На прошедшей неделе был послан очередной « сигнал» не в меру ретивым государственным управленцам. В республике Коми, у разогнавшегося по накатанному пути коррупционного локомотива сорвали стоп-кран. Следственный комитет России объявил о пресечении действия преступного сообщества под руководством главы региона Вячеслава Гайзера. В 2015 году, под раздачу СК, попал уже второй губернатор: в марте был арестован глава Сахалинской области Александр Хорошавин. Кремль как бы намекает, что в условиях финансового кризиса и руководителям и других регионов пора прикрывать свой бизнес. При этом, от «посадок», не застрахованы даже те, кто обеспечивает себе и «Единой России»» хороший процент» на выборах.
Кто старое помянет…
В 2013 году исполняющий обязанности начальника ГУ МВД России по Красноярскому Констатнтин Юрин обратился к первому заместителю Губернатора Красноярского края — председателю Правительства Красноярского края Виктору Томенко с письмом ( от 10.12.2013 №22/13-12228), в котором подробно поведал о коррупционных схемах в работе двух государственных предприятий «Центр транспортной логистики» и «Центр развития коммунального комплекса». Содержание письма для читателя не будет большим открытием, о нем рассказывали и «Новая газета», и «Красноярский рабочий». Однако, в свете последних событий, считаем не лишним напомнить его читателю.
«Уважаемый Виктор Петрович!
В ходе оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Красноярскому краю была выявлена схема по выводу денежных средств краевого бюджета из-под контроля Службы финансово-экономического контроля и Счётной палаты Красноярского края, применение которой содержит элементы коррупционного использования данных денежных средств.
Начиная с 2009 года Правительством Красноярского края утверждён ряд целевых программ, предусматривающих комплексное развитие и модернизацию объектов электроэнергетики и системы ЖКХ Красноярского края, которыми предусматривалось их финансирование за счёт средств краевого бюджета, путём увеличения уставных фондов двух государственных предприятий. Красноярского края (ГПКК «Центр транспортной логистики» и ГПКК «Центр развития коммунального комплекса») на 6,2 млрд руб. в течение 2010-2012 годов (распоряжение Правительства края от 16.10.2009 N 806-р, постановления Правительства края от 29.07.2010 N 422-п, от 20.11.2009 N 596-п).
Программы рассмотрены депутатами Законодательного Собрания края и приняты в рамках соответствующих законов Красноярского края о краевом бюджете на 2010, 2011, 2012 годы (от 10.12.09 N 9-4155, от 9.12.10 N 11-5419, от 1.12.11 N 13-6649).
Фактическое финансирование данных программ проведено в полном объёме, уставные капиталы ГПКК «ЦТЛ» и ГПКК «ЦРКК» увеличены в 2010-2012 гг. в общей сумме на 6,2 млрд руб.
Данная форма финансирования краевых программ позволила в нарушение Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» двум государственным предприятиям, без учёта требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов…» самостоятельно выбрать подрядную организацию ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (далее по тексту — ООО «КРЭК»)… В которой перечислено в 2010-2012 годах 5,024 млрд руб.
В результате… целевые денежные средства краевого бюджета фактически оказались в распоряжении коммерческого предприятия, при полном отсутствии контроля со стороны Правительства края и Законодательного Собрания края.
Бесконтрольное распоряжение ООО «КРЭК» средствами краевого бюджета позволило ему формировать тариф содержания одной условной единицы энергетического оборудования в 2,5 раза выше среднего значения по краю. Сравнительный анализ тарифных дел, проведённый в 2012 году с участием Федеральной службы по тарифам, установил, что указанная величина в ООО «КРЭК» составляет 52,75 руб. в то время, как среднее значение по краю составляет 20,54 руб.
При этом, указанный тариф утверждён Региональной энергетической комиссией Красноярского края, находящейся в ведении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края, что легализовало его применение.
Нераспределённая прибыль ООО «КРЭК» за 2010 год составила 532,5 млн руб., за 2011-1,821 млрд руб., за 2012 год — 418 млн руб. и по состоянию на 31.12.12 составила 3,628 млрд руб.
В этом же периоде собственник данной организации (единственный учредитель) ГПКК «ЦТЛ» за 2009 год имеет убытки 345 млн руб., за 2010 — убытки 143,9 млн руб., за 2011 — убытки 193,4 млн руб., часть убытков прошлых лет в 2011 году в сумме 635,1 млн руб. покрыто за счёт уменьшения уставного капитала (сумма увеличения уставного капитала в 2011 году за счёт средств краевого бюджета только по программе «Модернизация и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» составила 727,2 млн. руб.). При этом часть прибыли ООО «КРЭК» в виде дивидендов поступила собственнику (ГПКК «ЦТЛ») лишь в 2011 году в сумме 1,1 млн руб., что составляет лишь 0,06 % от суммы прибыли дочернего предприятия ООО «КРЭК» за 2011 год.
По решениям учредителя (ГПКК «ЦТЛ» — решения единственного участника) прибыль ООО «КРЭК» 2010, 2011 и 2012 годов должна была быть направлена на приобретение основных средств и развитие основной деятельности организации.
Учитывая, что по состоянию на 31.12.12 сумма нераспределённой прибыли составила 3,628 млрд руб., можно сделать вывод о том, что указанная прибыль не использована. Развитие основной деятельности ООО «КРЭК» осуществлялось за счёт других источников (уставный капитал, банковские кредиты, выручка от реализации, задолженность перед другими организациями).
В ходе оперативно-служебной деятельности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Красноярскому краю установлено, что часть денежных средств, поступивших в распоряжение ООО «КРЭК» от ГПКК «ЦТЛ» и ГПКК «ЦРКК» в результате вышеописанной схемы, а также денежные средства, полученные за содержание энергетического оборудования по высокому тарифу, использованы в 2010-2013 гг. на цели, не связанные с комплексным развитием и модернизацией объектов электроэнергетики и системы ЖКХ края, а именно:
640 млн руб. направлено в адрес Кипрской компании на приобретение 100 % доли в уставном капитале ООО «Макропроф» (г. Москва), в собственности которого находится здание, в котором в настоящее время располагается Постоянное представительство Красноярского края при Правительстве РФ и Департамент финансов администрации г. Красноярска на правах аренды и оплачивают соответствующие арендные платежи (133,6 млн руб. и 10,1 млн руб.); сразу после приобретения доли указанной организации в 2011 году ООО «КРЭК» перечислено в адрес ООО «Макропроф» в качестве займов 29 млн руб., которые в дальнейшем направлены в ООО «Юнона» для оплаты векселей;
425 млн руб. по состоянию на 01.01.13 выдано займов (беспроцентных и с процентами) в адрес аффилированных компаний, среди которых ООО «Макропроф», ООО «КТК-Сервис», ООО «КСК-Сервис», ООО «Профит-Прогресс»; выдача займов является систематической деятельностью ООО «КРЭК», в большинстве случаев возврат займов оформлен взаимозачётом, возвраты займов денежными средствами достаточно редки;
546,2 млн руб. выведено денежных средств на счета физических лиц (Кусиньш Я. Я., Скитер А. В., Бельмач Д. М., Захарова А. А., Кузьмин А. С., Кузьмин С. С., Кузьмина Е. М., Чивильдеев А. В., Волохин А. А., Леонидова Н. В.) через схемы приобретения доли в уставном капитале юридических лиц и предоставления займов.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем Вам, в рамках полномочий по осуществлению контроля за законностью и результативностью использования средств краевого бюджета, рассмотреть вопрос о проведении проверки ГПКК «ЦТЛ» и ГПКК «ЦРКК» по вопросам целевого, эффективного и экономного использования денежных средств, полученных в рамках целевых программ по комплексному развитию и модернизации объектов электроэнергетики и системы ЖКХ края в 2010-2012 годах, а также проанализировать эффективность участия ГПКК «ЦТЛ» как единственного учредителя ООО «КРЭК» в принятии решений о расходовании денежных средств ООО «КРЭК» и распределении полученной им прибыли в 2010-2013 годах.
Результаты проверки прошу направить в адрес ГУ МВД России по Красноярскому краю для принятия процессуального решения
В 2014 году, в отношении Андрея Августиновича, директора государственного предприятия «Центр транспортной логистики», следственным отделом ГУ МВД Красноярского края было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»).
А вот имя второго фигуранта — директора ещё одного государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплека», отметившегося в этих же коррупционных головоломках, пока остается в тени.
Мы решили восполнить это пробел, и рассказать читателю об этом «скромном» государственном служащем.
Тени исчезают в полдень…
Еще в декабре 2009 года на комитете Заксобрания по экономической политике министр ЖКХ Андрей Резников представил депутатам целевую программу «Модернизация и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края на 2010-2012 годы», утвержденную правительством края. Как утверждалось министром, на мероприятия программы в 2010 году уйдет 1,4 миллиарда рублей. Из них, один миллиард рублей чиновники внесут в уставной капитал государственного предприятия «Центр развития коммунального комплекса», которое и займется строительством объектов ЖКХ в муниципалитетах. Районные же власти ежегодно будут получать средства только на неотложные мероприятия по поддержанию сетей в рабочем состоянии. Так, в 2010 году, утверждал министр, на это будет потрачено 440 миллионов рублей.
В марте 2010 года, после утверждения кандидатуры Законодательным Собранием Красноярского края, на должность директора государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального компелекса» был назначен Игорь Юрьевич Жуков. Работа закипела…
А вот уже в октябре 2012 года прокуратурой края было установлено неэффективное использование средств краевого бюджета при реализации долгосрочных целевых программ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае на 2010-2012 годы и на период до 2020 года» и «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края на 2010-2012 годы». Как утверждает прокуратура края, привлечение ООО «КРЭК» к выполнению работ только по 34 договорам снизило эффективность использования Государственным предприятием Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» бюджетных инвестиций более чем на 115 миллионов рублей.
Правда, директора предприятия Игоря Жукова в начале 2013 года уже и след простыл. В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска от 18.01.2013 № 11- р л/с Игорь Юрьевич Жуков был принят на муниципальную службу для замещения должности заместителя руководителя главного управления образования администрации города Красноярска – начальника отдела технического надзора и контроля за материальными ресурсами. Вот такая неожиданная «рокировочка»…
«Теперь он музыкальный критик…» вспоминаются слова Паниковского о бывшем киевском околоточном надзирателе. Но переход управленца из отрасли ЖКХ в сферу образования, только на первый взгляд выглядит непредсказуемо… Если присмотреться к трудовой биографии Игоря Жукова, можно сделать вывод, что управленец — он везде управленец, было бы чем управлять.
Перед тем, как стать директором Государственного предприятия Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса», Игорь Юрьевич успел поработать и лаборантом, и директором ДЮСШ, и директором нескольких предприятий жилищно-коммунального комплекса, и даже главой города Сосновобрска (на второй срок Жукова не выбрали). Плачевны итоги его «правления» в ОАО «Дивногорский жилищно-коммунальный комплекс», сегодня это предприятие-банкрот. Но Жуков опять, вроде бы не при чём. Поработал Жуков и на должности заместителя руководителя агентства промышленности, энергетики , транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации Красноярского края, в подчинении у Дениса Пашкова, осуждённого по «коррупционной» статье. А Игорь Юрьевич опять вышел «сухим» из воды.
Вообще, этот «персонаж» по всей видимости, обладает каким-то сверхестественным чутьём, и умением вовремя исчезнуть. В главном управлении образования города Красноярска Игорь Юрьевич тоже долго не задержался. По воле покровительствующих ему краевых политиков, судьба занесла Жукова на просторы Березовского района. Не проработав на посту главы администрации и года, Игорь Юрьевич, можно сказать, вошел в «историю», прославив Красноярский край на всю страну. При нём были подделаны документов по вводу в эксплуатацию двух подъездов жилого дома, строящегося на федеральные деньги в рамках программы переселния граждан из ветхого жилья. Афера была остановлена, люди до сих пор не переселены и проживают в аварийном жилье, край наказали штрафом на сотни миллионов, программа переселения граждан из ветхого жилья завалена, Красноярский край прозвучал «во всей красе» на федеральном телевизионном канале в передаче про строительство домов -призраков. Но… уголовное дело было заведено совсем на другого человека – рукводителя «Службы заказчика», а Жуков опять, вроде, как и не причём. Когда подписывалась «липа» он «случайно» отгул взял, подставив под удар своего первого зама.
Совсем недавно, в сентябре 2015 года сгорела школа в поселке Верхняя Базаиха. Кто виноват в этой ситуации, сейчас выясняют следователи. Надеемся, докопаются до истины. А у нас есть документ, датированный октябрём прошлого года, когда Игоря Юрьевича, как главу администрации предупреждают о том, что в Муниципальном казенном учреждении по обеспечению жизнедеятельности муниципальных образовательных учреждений администрации Березовского района сокращение ставки инженера-энергетика недопустимо, это может привести к печальным последствиям. Но не внял руководитель района, был занят более важным делом – расчищал кадровое поле, да помогал своим покровителям «отжимать» в частные руки муниципальные коммунальные сети.
Итог известен – школа сгорела, и отвечать за это будут совершенно другие люди. Ведь след нашего «героя» в Берёзовке уже простыл.
Но мы вернемся к началу нашей статьи. Сегодня государственное предприятие Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса» продолжает свою работу, активно занимаясь и стрительством объектов, и ремонтом сетей и котельных, и … поставками топлива. Новый директор не в ответе за «старые дела», и, если что , будет отвечать только за «новые». А вот кто понесет ответственность за неэффективное расходование краевых бюджетных средств в 2010-2012 годах решать компетентным органам.