Каждый год, квартал, месяц, декаду, информационные агентства и газеты публикуют печальную статистику о дорожно-транспортных происшествиях… Читать колонки эти, сопровождаемые назидательным комментарием сотрудника пресс-службы ГИБДД, всё равно, что кушать обезжиренный творог без сахара. Понимаешь, конечно, что нужная информация, но уж больно нудно её жевать…
Тем не менее, за каждым протоколом – чьи то страдания и боль. При этом, досада по поводу помятого крыла и потерянного времени – мелочи в сравнении с тяжелыми увечьями и горечью невосполнимой утраты… Только тогда, когда в такой ситуации оказываешься сам, к сожалению, приходит понимание, что нужно было прислушиваться к нравоучениям зануды-гаишника.
Споров, о том, из-за чего в основном, на дорогах происходят аварии, много. Каждый раз пишется, конечно, протокол. Но это – лишь сухой документ, мы же, в России ищем глубокий, философский смысл происходящего. Считается, что у нас две беды: дураки и дороги… Хотя, со времён Гоголя два века прошло, скорости стали другие, да и асфальт, как-никак появился. Поэтому, точнее было бы сказать – дураки на дорогах. Судите сами: красноярская Госавтоинспекция, проанализировав статистику нарушений Правил дорожного движения среди автомобилистов, сообщила, что по итогам 9-ти месяцев сотрудниками ГИБДД зарегистрировано 1440 аварий, что на 8 процентов меньше по сравнению с показателем прошлого года. Среди самых популярных причин совершения аварий явилось: несоблюдение очередности проезда, нарушения правил проезда пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, а также управление в состоянии опьянения. И скажите мне, причём тут «плохие дороги»?
Вот чего стоит, например, такой факт: по количеству дорожно-транспортных происшествий, совершённых нетрезвыми водителями, Красноярский край занимает в процентном отношении второе место после Нижегородской области. Хорошо, конечно, что в России есть место, где дураков на дорогах больше, чем у нас, плохо, что место такое только одно… И становится страшно порой. А может ну их, «хорошие дороги»? Ведь по ним дурак, и особенно пьяный дурак разгоняется сильнее… Впрочем, шутки в сторону. Давайте поговорим о том, на чём мы ездим…
Сводить все проблемы на дорогах к человеческому фактору неправильно. Возьмем для примера три северокавказские республики: Дагестан, Ингушетию и Чечню. Они входят в десятку лидеров среди регионов по числу погибших на 1000 автомобилей. При этом по количеству ДТП на ту же 1000 автомобилей эти три региона находятся в конце списка. В чем причина?
Дело в том, что в автомобильных парках северокавказских регионов преобладают «жигули», которые точно нельзя причислить к безопасным машинам. Как результат, просто ужасающий коэффициент смертности (число погибших на 10 ДТП): Чечня — 5,67, Ингушетия — 4,46, Дагестан — 3,46. На противоположном полюсе рейтинга (коэффициент менее или около 1) регионы с большим удельным весом иномарок — Санкт-Петербург и Ленинградская область, Омская и Мурманская области…
Наш, Красноярский край где-то в середине рейтинга. В числе аутсайдеров — Бурятия и все тот же Забайкальский край, регионы где количество российских машин явно преобладает…
Теперь давайте посмотрим на статистику дорожно-транспортных происшествий с тяжкими и очень тяжкими последствиями в Красноярском крае за первые три месяца нынешнего года. И здесь мы делаем выводы, неутешительные для нашего автопрома.
Так, за первый квартал нынешнего года, в крае произошло 66 аварий с участием одного автомобиля иностранного производства, в которых пострадали люди. Не будем забывать, что это – январь, февраль, март – когда на дорогах возможен и гололёд и снежный накат, и туман бывает. Так вот, опрокидыванием закончился только каждый пятый такой случай – 11 из 66. Из 26 отечественных автомобилей, попавших в одиночную аварию с тяжелыми последствиями, перевернулось 17 – больше половины! Чувствуете разницу? Разница в устойчивости наших и отечественных машин, по-моему, очевидна! Почему иномарок бьётся в таких ситуациях больше, думается, понятно. Скорость у них выше, водитель чувствует себя увереннее, а иногда и самоувереннее, потому и летит в кювет, или «собирает» бордюры, столбы и деревья. Плохую дорогу тут винить вряд ли всегда уместно. (см. другой фактор: «дураки»). Ведь в правилах движения ясно сказано: водитель обязан сам рассчитать скоростной режим, соответствующий дорожным условиям.
К сожалению, на трассе не всё зависит от одного водителя. Бывают столкновения двух и более автомобилей. Разбираться в этом случае кто «дурак», а кто просто ехал по своих делам, и никого не трогал, мы предоставим следователям дорожной полиции. А вот другой фактор – в каких автомобилях, наших или иностранных путешествовать безопаснее, думается, будет интересен. Итак, беспристрасная статистика:
За первых три месяца автомобили иностранного производства столкнулись между собою на дорогах и трассах Красноярского края 146 раз. Ещё раз подчеркнём, что учитываются только серьёзные ДТП, те, в которых были пострадавшие. В этих столкновениях погибло семь человек, и ещё 247 получили травмы различной тяжести. Существует специальная формула, по которой рассчитывается тяжесть последствий подобных аварий. Количество происшествий делится на число погибших и раненых.
П
П+Р
Таким образом, тяжесть последствий в серьёзных ДТП с участием двух и более иномарок, составляет 2,7 процента.
За этот же период времени, отечественные автомобили столкнулись с тяжкими последствиями между собою 22 раза. Число пострадавших – 49, из них – трое погибло. Коэффициент тяжести последствий – 6,8 процента. Втрое выше!
И уж совсем печально для отечественного автопрома выглядит статистика столкновений «наших» автомашин с иномарками. Таких случаев, с увечьями и жертвами, произошло за первых три месяца 107. В отечественных автомобилях, при этом погибло 12 человек, 87 получили ранения. В иномарках – травмированы 64, и погибли трое. Тяжесть последствий у отечественных автомобилей – 12 процентов, у иномарок – три.
Приведенные цифры довольно красноречивы, с ними тяжело поспорить.
В своё время начальник департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов, во время дискуссии с водителями заявил, что на праврульных машинах гибнет в два раза больше водителей. Правда, цифр никаких при этом не привёл. Автолюбители тогда же уличили его во лукавстве – опираясь на статистику смертности в ДТП в дальневосточных регионах, где «праворульные», как известно, доминируют. В Приморском крае на Сахалине и Камчатке, она самая низкая в стране! Очевидно, что представители отечественного автопрома продолжают заниматься «выжиманием» бюджетных денег на «развитие отрасли». Не лучше ли эти средства пустить на строительство и ремонт тех же автодорог, а автомобилестроение отдать на откуп рынку?
А законодателям, может, стоит начать борьбу не с мифической опасностью, исходящей от праврульных машин, а с реальным риском, которым ежедневно подвергаются тысячи наших сограждан, садящихся в «консервные банки» не оборудованные даже подушками безопасности, и не выдерживающие элементарные испытания?
Выбор, на каком автомобиле ездить, у нас, к счастью, давно есть. А вот выбора, по каким дорогам добираться из одного населённого пункта в другой – увы… И если уж говорить о двух бедах в России, то не пора ли покончить хотя бы с одной?
Дмитрий Голованов
Подскажите, куда делись великие дорожники Н. Минахметов и С. Юсубов, и почему вы перестали писать о таких талантливых, прямо таки самородных личностях, как руководители ГП КрайДЭО?