Эвенкийские чиновники распоряжаются бюджетными деньгами, как своими собственными
Крылатая антилопа Гну
Вертолет в Эвенкии – транспорт незаменимый. Этот неутомимый труженик забрасывает в самые труднодоступные места мужественных разведчиков недр, доставляет продукты и снаряжение живущим на зимовье охотникам, невзирая на непогоду, мчится за тяжелобольным оленеводом или охотником на дальнее стойбище или охотничий участок.
Есть, правда, у винтокрылого средства передвижения один недостаток – дороговат в эксплуатации. Прямо скажем, не только средство передвижения, но и роскошь… Увеселительная прогулка на нем – дело затратное. Судите сами – один час полета стоит 86 тысяч рублей. Но со времен одного из главных героев «Золотого телёнка» Адама Казимировича Козлевича, пытавшегося вместе со своей «Антилопой Гну» приобщить жителей Арбатова к прогрессу, катание с распитием алкоголя и плясками при Луне за казенный счет сделалось любимой забавой государственных служащих всех мастей.
Не обошло это хобби стороной депутатов и некоторых глав поселений обширной северной земли под названием Эвенкия. Впрочем, глава Эвенкийского муниципального района Петр Иванович Суворов увеселительным вертолетным прогулкам находит простое объяснение: неустанная забота о людях – занятие утомительное. Поэтому и появилась в Эвенкии добрая традиция – после сугубо деловых, направленных на решение насущных проблем избирателей, полетов в дальние поселки, заворачивать на пару-тройку дней к какому-нибудь озерку, рыбачить, жечь костры и танцевать – культурно отдыхать, одним словом. Ведь если народный избранник отдыхает после дум о нуждах и чаяниях простых людей, финансовые вопросы должны отходить на второй план.
С думой о народе
Правда, иногда бдительные правоохранительные органы обнаруживают непонимание и устраивают борцам за счастье народа проверки и допросы на предмет того, куда и зачем они летают, но, в конце концов, всё выясняется к обоюдному удовольствию.
Вот, например, в прошлом году был случай: решили депутаты во главе с Петром Ивановичем Суворовым устроить выездное заседание, слетать посмотреть, как строятся новые школа и садик в самом северном эвенкийском поселке Ессей, заскочить в Чиринду, глянуть, как там люди живут, а так же обозреть эвенкийскую природу на предмет экологии… В общем, проголосовали за эту поездку и отправились заботиться о народе. Вот только отдельные представители Эвенкии такую заботу не оценили и нажаловались на Петра Ивановича Суворова в прокуратуру: дескать, гоняет вертолет почем зря. Требовали уголовное дело даже возбудить. Но Петр Иванович стоял на своем: это была исключительно деловая поездка государственной важности: депутатам надо было лично все посмотреть и проконтролировать.
Как же все это происходило?
Согласно записям бортового журнала, в Чиринде вертолет простоял 35 минут. От летного поля до школы энергичным шагом можно дошагать минут за 15… Представьте себе картину: садится борт, из него выскакивают депутаты и другие ответственные работники аппарата районного Совета, под предводительством главы администрации Эвенкийского района Яроцкого Виктора Сергеевича, рысью несутся к школе, в течение пяти минут ее осматривают, мчатся обратно и улетают. Интересно, какая польза от этого действа для населения Чиринды в целом и для народного образования этого северного поселка в частности?
Правда, как выяснилось на перекрестных допросах, никто из народных избранников далеко отходить от вертолета не рисковал: одни, выбравшись наружу, покуривали в сторонке, другие вообще предпочли заботиться о Чиринде и ее жителях, не выходя из вертолета и, поглядывая на них через стекло иллюминатора.
В Ессее Петр Суворов с депутатами поработали более плодотворно: здесь вертолет простоял целый час. Депутаты и главы посмотрели на строящийся садик, полюбовались на сваи, вбитые в место, где должна быть школа, послушали строителей, покивали и улетели.
—О народе думают… — уважительно переговаривались ессейцы, глядя вслед улетающей «железной птице», — золотой ты человек, Петр Иванович, не жалеешь себя…
Себякинские скауты
После этого депутаты и главы поселков под командованием самого Суворова, а также глава администрации Эвенкии Виктор Яроцкий с исполняющим обязанности первого зама по делам коренных малочисленных народов Севера Антоном Увачаном, приступили к основной части своей программы, экологической. Или экономической или культурной… Сейчас уже не так важно. Но, когда читаешь материалы следствия, просто слюнки текут. Две крылатых «Антилопы Гну» с государственными людьми на борту, рванули на озеро Себяки, где их ждала большая культурная программа.
Как следует из опроса одного из депутатов, по дороге они выпивали спиртное:
– Одну бутылочку коньяка на всех — клянется народный избранник, но при этом с кем летел в вертолёте, вспомнить не может.
—Дальше, — рассказывает слуга народа, – на озере была организована культурная программа: после приезда мы построились, подняли флаги… было застолье, вечером была дискотека, жгли костры, пели песни… (прямо не депутаты, а скауты какие-то). На второй день топили баню, играли в волейбол, рыбачили… в общем, отдыхали.
Кстати сказать, для растопки бани, колки дров, приготовления пищи, и прочих хозяйственных работ, Петр Иванович Суворов прихватил с собой несколько работников аппарата райсовета (Е. Баранцева, М. Гордеева, О. Ивлева, А. Ёлдогир) Потому что негоже депутатам, думающим о народе, на подобные пустяки отвлекаться.… (интересно, есть ли в должностных инструкциях этих чиновников пункты «маринование шашлыков» и «раздувание мангала»?)
Надо заметить, что все участники этой «рабочей поездки» получили суточные и командировачные. Видимо, чтобы мысли о хлебе насущном не отвлекали от государственных забот. И пусть злые языки судачат о том, что подобные «культурные программы» должны оплачиваться из собственного кармана. У руководства Эвенкии это вызывает лишь ироническую ухмылку.
Кстати, поборники справедливости могут порадоваться: за этот вояж Совет народных депутатов Эвенкийского муниципального района все же наказали. Решением мирового судьи Бегеевой присудили Совету штраф – 40 тысяч рублей. Да-да. Штраф присудили не Петру Ивановичу Суворову, инициировавшему «улётную сессию», не его коллегам-депутатам, поддержавшим идею полетать-погулять за казенный счет, а именно Совету народных депутатов, как юридическому лицу, разумеется, за счет бюджетных же денег. То есть, штраф за увеселительные прогулки своих избранников, заплатили сами же налогоплательщики.
А «Ланд-крузер» лучше…
Вертолетами страсть к технике у Петра Ивановича не ограничивается. Любит он и хорошие, дорогие автомобили. Причем, предпочтение отдает японским, фирмы «Тойота». Совсем недавно, например, 27 февраля сего года для нужд Эвенкийского районного Совета депутатов на аукционе был приобретен автомобиль «Toyota RAV 4» с объявленной аукционной ценой – 1 миллион 300 тысяч рублей. В Туре этот автомобиль никто не видел. Суворову он нужен для того, чтобы с комфортом передвигаться по краевому центру, куда он периодически наведывается по делам государственной важности. Другая, тоже очень хорошая и дорогая машина – «Toyota land cruiser PRADO», стоимостью более 2 миллионов рублей была приобретена летом 2011 года муниципальным предприятием «Илимпийские теплосети». При этом главе администрации района было направлено «слёзное письмо» о том, что фешенебельный джип крайне необходим специалистам теплосетей для «оперативной ликвидации коммунальных аварий» в самых удаленных населенных пунктах Эвенкии… Но потом, в апреле 2012 года, видимо, «за ненадобностью» машина передана была народным избранникам. Широкий жест объясняется просто: аварий, на которые придется выезжать на джипе, по всей Эвенкии в ближайшие пятьдесят лет скорее всего не будет… Здесь, как раз, только вертолёт может выручить, поскольку там вообще нет дорог. Разве что в райцентре. Но его можно и пешком за час обойти…
Что делать с этой, очередной дорогой игрушкой, Суворов так и не придумал. По укоренившейся привычке устраивать на казенном транспорте увеселительные прогулки, Суворов съездил на «крузаке» в Белокуриху, погонял по Красноярску но, когда понял, что в миллионном городе этим никого не удивишь, перевез автомобиль в Туру. Однако, носиться в нем по эвенкийской столице и ловить раздраженные взгляды Суворову стало неудобно, и, в конце концов, поставил он двухмиллионный автомобиль в собственный гараж. Целее будет.
Если же нет у Петра Ивановича настроения кататься по городу Красноярску на громоздких джипах, — не беда. На этот случай имеется шустрая Тойота Камри, которая всегда ждет Суворова. Есть еще в краевом центре отечественная «Волга», на которой катается представитель Суворова Николай Панченко. Теперь аж три автомобиля и два водителя на Суворова и Панченко.
Между тем, при секвестровании бюджета Эвенкийского района урезали прежде всего статьи на социальные нужды, а вот затратами на дорогой автотранспорт пожертвовать не рискнули. Не предложил Петр Иванович также трогать чиновничьи зарплаты, хотя так называемые премии это — нарушение норм законодательства. Между тем, один глава администрации Эвенкийского района Виктор Яроцкий получает не меньше 200 тысяч в месяц. Нельзя им получать меньше, потому что на износ работают.
Не согрешишь – не покаешься
Как все эти игры Суворову сходят с рук, понять можно, вспомнив одно дело шестилетней давности. Оказывается, с Законом у Петра Ивановича особые, доверительные отношения, не такие, как у всех прочих граждан. Об этом свидетельствует история, когда, он был мэром Туры и отремонтировал за казенный счет собственную квартиру. Но, будучи пойман с поличным, искренне раскаялся, и, как мы видим, не только счастливо избежал уголовного наказания, но и сделал неплохую карьеру.
В Постановлении «о прекращении уголовного дела» так прямо и сказано: Учитывая положительные характеристики с места работы и по месту жительства, а так же то, что совершив преступление средней тяжести (ст. 285 ч 1 злоупотребление должностными полномочиями) Петр Иванович Суворов искренне раскаялся, добровольно возместил убытки… уголовное дело в отношении него прекратить.
Вот так… оказывается, избежать уголовной ответственности несложно. Просто надо очень убедительно сказать: «Я больше не буду!». И всё, тебя простили…
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по этому случаю вообще – документ уникальный. За следователя под ним подписался неизвестно кто – стоит закорючка без фамилии. Постеснялся, «сыщик», видимо.
А дальше – еще интереснее. Под строчкой «Против прекращения уголовного дела не возражаю» напротив графы «подозреваемый» подписался Петр Иванович Суворов (ещё бы он возражал!).
А вот в графе «потерпевший» стоит прочерк. Кто такой этот «потерпевший»? Почему следствие его не нашло?
Сейчас, по прошествии многих лет, на это вопрос ответить, конечно, трудно. Но автор этих строк думает что «потерпевший» это тот самый народ, который, как обычно, – безмолвствует.
Дмитрий ГОЛОВАНОВ