Разгорающийся в Красноярске «культурный скандал» вышел далеко за рамки объединения двух учреждений – ДК «Правобережный» и ДК «Свердловский», против которого выступили родители детей, которые занимаются в различных кружках и студиях «Правобережного».
Сюжет: Коррупция
Неприятие вызвал тот факт, что во главе будущего объединения предполагалось поставить директора ДК «Свердловский» Ивана Гниденко, который, как выяснилось, успел на своём поприще завоевать не самую добрую славу, превратив возглавляемый им очаг культуры в коммерческий объект. В помещениях ДК идёт бойкая торговля всем, чем угодно: от шуб до пищевых добавок, фойе и зрительный зал сдаются под корпоративы и фуршеты. Детям же, занимающимся в кружках и студиях, дозволяется входить в «храм искусств» только с чёрного хода – чтобы, не дай Бог, не «натоптали» в парадном. Кстати, стоимость занятий в кружках, здесь самая высокая в городе – и родители, чьи дети занимаются в «Правобережном», справедливо полагают, что после объединения для многих из них кружки и секции станут недоступной роскошью.
Коммерция в «храме искусств»
Сложившаяся ситуация вынудила горожан составить петицию, которую на сегодняшний день подписало уже более трёх тысяч человек.
Подписанты прямо называют ситуацию «рейдерским захватом» очага культуры, который в итоге превратится в очередную коммерческую точку:
«В тяжелейшее для страны время, когда культура остается единственной надеждой на светлое будущее, когда историю и культуру нашей великой страны нещадно топчут внешние враги, как долго Вы будете игнорировать подобные действия от врагов внутренних? Сейчас происходит никакая не оптимизация, а самый настоящий рейдерский захват территории. Если Вы думаете, что процесс остановится слиянием двух дворцов, вы ошибаетесь! В планах у этого человека подмять под себя всё, что «плохо лежит». Следующими на очереди стоят Дворец культуры им.1 Мая и Дворец культуры «Кировский». Вы гордитесь современным продвинутым обществом, но позволяете процветать рэкету и беззаконию в самом уязвимом месте – в учреждениях, где формируют духовную составляющую сознания будущих и нынешних поколений!»
Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, представители красноярской мэрии и городского управления культуры попытались объясниться с горожанами, пригласив их на разговор в ДК «Правобережный». Но получилось только хуже.
«Возвратные» премии
В ходе встречи выяснилось, что торговля в «храме искусства», организованная директором ДК «Свердловский» Иваном Дмитриевичем Гниденко, это лишь «вершина айсберга».
Бывший сотрудник ДК Владимир Будилин, во всеуслышание заявил о том, что в учреждении на поток были поставлены поборы с работников Дворца культуры. Схема, по его словам, выглядела следующим образом: им выписывали премии, а потом дирекция забирала у людей эти деньги якобы на покупку музыкальных инструментов, светодиодного экрана и другого оборудования. По словам Будилина, его вынудили таким образом «обналичить» около 200 тысяч рублей, и он был далеко не единственным сотрудником ДК, используемым в этой «схеме». Он посоветовал проверить высказанную им информацию, заявив, что готов ответить за каждое слово.
Но у представителей мэрии, присутствовавших на встрече, высказанное предложение энтузиазма не вызвало – они предпочли пропустить эти слова мимо ушей.
Никак не отреагировал на эти обвинения и сам Гниденко, который в своём выступлении напирал на то, что сделал из ДК «торгово-развлекательный центр».
Не прозвучало на встрече и ответа и на вопрос родителей о расценках. В ДК «Свердловском» средний ценник на посещение кружка ребёнком – 3000 рублей. В «Правобережном» – вдвое меньше, 1500 рублей.
Ни руководитель городского управления культуры Любовь Сахарова, присутствовавшая на встрече, ни сам Гниденко,тревоги родителей, опасающихся, что теперь для многих занятия их детей в секциях ДК станут недоступной роскошью, не развеяли.
Собравшиеся в ДК (около 200 человек) единогласно проголосовали против объединения двух учреждений культуры, после чего заместитель главы города Денис Антонов сообщил людям, что «их мнение будет услышано».
Но, как выяснилось, чиновники «услышали» только себя. Буквально через час после оглушительного фиаско в «Правобережном» руководитель управления культуры Красноярска Любовь Александровна Сахарова заявила на своей странице во «ВКонтакте», что слияние двух ДК – вопрос решённый. Правда, через сутки, получив от подписчиков ворох негативных отзывов, чиновница решила пост удалить. Напоминанием о нём осталась лишь благостная заметка в газете «Городские новости», учредителем которой является администрация города.
Порадеть родному человечку
Тем не менее сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения в Горсовете. «Никаких логичных, экономически обоснованных причин для объединения этих учреждений не существует. Есть ещё одна очень серьёзная причина для негативной реакции на это «управленческое» решение: назначение на эту должность господина Гниденко, что крайне негативно воспринимается общественностью и работниками ДК «Правобережный», — считает депутат Красноярского горсовета Роман Крастелёв.
По словам народного избранника, руководством ДК неоднократно заключались договоры на предоставление клининговых услуг и обслуживание гардероба с индивидуальным предпринимателем Ириной Ивановной Николаевой, которая по информации депутата, является дочерью директора ДК «Свердловский». Кроме того, до последнего времени арендовался, а потом был выкуплен светодиодный экран у зятя Гниденко. На территории ДК «Свердловский» за счёт внебюджетных средств (как утверждает Гниденко), возведено строение, используемое для торговли, что не соответствует целям и задачам культурного учреждения. По поводу этого сооружения имеется предписание от органов пожарного надзора о сносе этого сооружения, как не соответствующего нормам безопасности. По словам депутата, Гниденко «отложил» выполнение этого постановления, что, по его мнению, никак не согласуется с нормами действующего законодательства.
Своей тревогой в телефонном разговоре с нашим корреспондентом поделилась заместитель директора Красноярского ДК «Кировский» Марина Морзакова:
«Есть опасение, что ДК «Правобережный» — это только начало. Следующим на очереди может стать наш дворец культуры, а затем и другие подобные учреждения Красноярска. Методы господина Гниденко меня тоже очень смущают: зачем выписывать людям премии, потом отбирать их назад, чтобы купить на эти деньги какие-то музыкальные инструменты или сценическое оборудование. Что мешает ДК приобретать и ставить на свой баланс имущество напрямую, без этих «кривых» схем? Неплохо было бы проверить, какое оборудование находится на балансе ДК, а какое, например, эксплуатируется на правах аренды, и кому оно принадлежит?»
Если верить информации, обнародованной на сессии горсовета депутатом Крастелёвым, то можно предположить, что светодиодный экран, например, якобы арендуемый у зятя Гниденко, вполне мог быть куплен на «премиальные» деньги сотрудников ДК. Разумеется, это только предположение, требующее проверки соответствующих органов. Но уж очень много «мутного» во всей этой истории с объединением.
Кто что «просмотрел»
На сайте ДК «Свердловский» есть раздел «Доклады, отчеты, обзоры». Здесь размещён лишь всего один отчет о работе ДК в первом полугодии 2022 года. Что характерно, в отчете от 28 июня 2022 года в пункте 6 указано, что никаких крупных сделок ДК «Свердловский» не производилось, поэтому заседания Наблюдательного Совета не было (кто именновходит в этот «наблюдательный совет» на сайте ДК, найти так не удалось). Однако 27 июня 2022 года «ДК «Свердловский» разместил на сайте закупок «извещение» о сделке на 50 000 000 рублей на выполнение полного комплекса работ по созданию и установке памятного знака – стелы в честь 200-летия основания Енисейской губернии. Разве это не крупная сделка? И почему вдруг муниципальное учреждение культуры стало заказчиком городского объекта непонятно. Ведь в уставе у него написано, что оно может быть заказчиком только культурно–досуговых объектов. А еще этот «наблюдательный совет» должен наблюдать за сделками, в которых «просматривается» конфликт интересов. И здесь, похоже, ключевым является слово «просматривается». Вот, например, клининговые услуги и услуги гардероба в исполнении дочери Гниденко «наблюдательный совет» «просмотрел», а, скажем, депутат Крастелёв – нет. Кто из них прав, решит в скором времени прокуратура.
Сам себе режиссёр
Команда управленцев, причастная к этому странному объединению, и сама прославилась скандалами, касающихся темы государственных контрактов. В 2021 году Любовь Сахарова, получающая, как начальник Красноярского городского управления культуры заработную плату из бюджета, как физическое лицо заключила контракт на подготовку сценария мероприятия, посвящённого празднованию Дня Победы на котором выступила также в качестве режиссёра-постановщика и ведущей, за что получила вознаграждение в размере 146 тысяч рублей. Контракт, при этом, с ней заключили как с единственным поставщиком — информация доступна на сайте госзакупок. Интересно, что никакого «конфликта интересов» контролирующие органы в действиях чиновницы не усмотрели. Сама Любовь Александровна, отвечая на вопросы журналистов, заявила, что занималась этим «в свободное от основной работы время».
А вот режиссёрам, актёрам и сценаристам, для которых подобный вид заработка является основным, такой «подход» начальника управления культуры категорически не понравился:
«Мне бы хотелось, чтобы и малый бизнес мог работать и развиваться. Я не хочу, чтобы чиновник, имея зарплату, отбирал у нас работу», — заявил профессиональный организатор мероприятий Олег Буря.
Возможно, после проверок деятельности Гниденко правоохранительными органами, прокуратурой и Счетной палаты список культурных «деятелей» пополнится еще одним «героем».