На руинах советского образования…

обрушение

Высшее образование нужно реформировать – об этом в последнее говорится немало. При этом, — говорят государственные мужи, — необходимо пересмотреть сам перечень специальностей, которым сегодня учат в вузах страны, сократить выпуск различных «менеджеров» с размытым перечнем знаний, умений и навыков, и возродить систему подготовки инженерных кадров. Естественно, с учётом современных реалий и новейших методов обучения. Если удастся это сделать – вернёмся в число ведущих индустриальных держав мира, нет – останемся сырьевым придатком для таковых…


Понимая важность этой задачи, в начале феврался нынешнего года губернатор края Виктор Толоконский встречался с ректорами красноярских вузов.
Как сообщают официальные краевые СМИ, «в ходе достаточно долгого и весьма конструктивного диалога, были обсуждены задачи, которые строят перед высшим образованием региона. Был поставлен вопрос о создании научно-образовательного и инновационного центра, рассмотрены возможные варианты совершенствования деятельности краевых высших учебных заведений. В числе прочего говорилось и о необходимости привития студентам практических навыков, укреплении материальной базы вузов». И это, прямо скажем, замечательно. Не нужно никого убеждать в том, что в XXI веке классного специалиста, особенно инженера, при помощи куска мела, доски и тряпки не подготовишь. Нужны лаборатории, оборудование, специальные классы, тренажеры и.т.п., и.т.д….
Есть ли всё это в наших, красноярских вузах, готовы ли они выпускать инженеров, способных работать на современном производстве? Казалось бы, главному высшему учебному заведению региона – СФУ, на отсутствие внимания со стороны властей и недастаток финансирования грех жаловаться – корпуса общежитий растут как грибы. Об «особой миссии» университета говорил и Толконский.
Однако, к нам, в «Бюро журналистких расследований» обратились ветераны красноярского политехнического института, бывшие преподаватели бывшего уже вуза, ставшего частью этого самого федерального университета. Как они утверждают, всё далеко не так просто и однозначно. По их мнению, руководство высшего учебного заведения в последнюю очередь озабочено качеством учебного процесса и уровнем подготовки выпускников…
Так ли это на самом деле? Обратимся к фактам. В начале августа прошлого, 2014 года, произошло обрушение стены и перекрытий в главном корпусе «политеха». По счастью, случилось это ранним утром – внутри помещений, и рядом со зданием, никого не было.
Руководство университета поспешило оповестить средства массовой информации о том, что ничего страшного не произошло, здание, мол, ветхое, и всё равно пойдёт под снос… Правда, вполне себе справные евроокна с кондицонерами на «аварийных» стенах, смотрелись явно не «в тему», но за два месяца до аварии приказ о запрете занятий в этой части здания был действительно рекотором подписан.
Интересно, что в то время, когда целое крыло одного из основных учебных корпусов университета было признано непригодным для занятий, совсем рядом, в «Берёзовой роще» Студгородка кипели нешуточные страсти – шло обсуждение строительства бульвара, который бы соединил главный корпус «универа» со зданием политехнического интитута, влившегося в СФУ. Руководство вуза сочло, что негоже студентам бегать на занятия через рощу по грунтовым тропинкам – им следует совершать променад по троутарной плитке, отдыхая по пути в построенных за университетский счёт беседках, и совершая шопинг в близлежащих павильонах. Их тоже планируется расположить вдоль прогулочной аллеи…
Жителями микрорайона идея эта, была воспринята, мягко говоря, неоднозначно, и, даже, породила целое общественное движение «За спасение Берёзовой рощи Студгородка». Его активисты считают, что этот проект будет губительным для рощи и опасения эти не лишены оснований. Но мы не будем останавливаться на экологических аспектах проблемы, вокруг них сломано немало копий – обратим, лишь, внимание на цену вопроса – она составляет без малого 150 миллионов рублей. Напомним также, что бурное обсуждение предстоящего строительства «студенческого бульвара» ценою во взлётную полосу, шло едва ли не на следующий день после того, как ректор вуза собстенноручно подписал приказ о запрете проведения учебных занятий в аварийном здании.
В связи с этим возникают простые вопросы:
1. Что важнее для слушателей высшего учебного заведения, аудитории для занятий и учебные лаборатории, или бульвар для прогулок?
2. Стоит ли, пытаться «освоить» 150 миллионов, до хрипоты споря с активистами общественного движения «За спасение берёзовой рощи»?
3. Я, вот, например, с трудом представляю себе пикет горожан против закупки оборудования для университетских лабораторий и ремонта стен вуза, может лучше указанную сумму потратить на эти цели?
— Под видом развития Сибирского федерального университета, ведутся работы по благоустройству близлежащей территории, необходимость которых весьма и весьма сомнительна, строятся жилые здания, якобы для студентов, — рассказывает Гарри Андреев, учёный, преподаватель, один из ветеранов политехнического института – в то же время разрушаются учебные корпуса, закрываются учебные и научные лаборатории. А ведь основным предназначением любого вуза является выпуск специалистов. От того, насколько качественно они будут подготовлены, зависит в конечном счёте, будущее нашей Родины. Уютные беседки и благоустроенные общежития для студентов, художественная самодеятельность, команда КВН, спортивные успехи вуза… Всё это важно, не спорю. Но создаётся впечатление, что в погоне за всем этим, руководство университета забыло о том, для чего собственно существует высшее учебное заведение – подготовка квалифицированных специалистов. Можно ли назвать полноценным инженером молодого человека, с дипломом, видевшего доменную печь или кузнечный пресс только на картинке, и знающего прицип их работы только из рассказов преподавателя, «вооруженного» куском мела? Что они без практики? Их в цех нельзя пускать, они даже принципа работы оборудования, на котором им предстоит работать не понимают… Я уж не говорю об изобретениях и рационализаторских предложениях, без которых инженер – не инженер, а так, подмастерье… Плохо обученный в вузе хирург много бед наделает, прежде чем научится оперировать пациентов – это понятно всем. Но инженер, не получивший в альма-матер должных знаний не менее, если не более опасен для общества. Примеров тому множество…
— Уничтожается учебная база «политеха» — лаборатории, мастерские, спортивные сооружения всё, что создавалось десятилетиями, энтузиазмом многих поколений учёных, преподавателей… Учебный корпус, часть которого уже обрушилась, предполагается снести, и построить на его месте жилой массив «Перья» – говорит Пётр Гутаревич, бывший проректор политехнического института, – нам говорят, что это общежития повышенной комфортности. Но, судя по проекту, они легко переделываются в обычные квартиры. В будущих «свечках для студентов» предусмотрены подземные гаражи, например. «Забота о будущих студентах» просто зашкаливает. А в то же время, уже сегодня в общежитиях вуза пустует около 70 койко-мест…
О вузах судят, прежде всего, по выпускникам. И, по этому показателю, красноярский «политех», построенный при социализме, был далеко не последним вузом страны – из его стен выходили не только видные учёные и талантливые инженеры, но и государственные мужи. Один министр обороны Сергей Шойгу чего стоит…Были в числе выпускников и крупные деятели регионального масштаба – депутаты Государственной думы, заместители губернатора, краевые министры… Среди нынешних руководителей края так же немало тех, кто заканчивал в своё время Политехнический. Неужели они безразлично взирают на то, как убивается их родная альма-матер?
Дмитрий Голованов

Одна мысль про “На руинах советского образования…”

  1. Главное фундамент не просел и разрушение произошло по причине прорыва батарей и намокания стен в предыдущие годы. намокшая стяжка при морозах разрушила расширением стену. Вариант разборки и замены части стены вполне приемлем, но никто не чешется . Видно в руководстве нет людей способных взять на себя ответственность за восстановление корпуса политеха

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *