Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям футбола, баскетбола, и других игровых видов спорта, любимцами красноярских болельщиков остаются парни, гоняющие по льду непослушный и увертливый оранжевый мяч. Они – свои, местные и главное – на стадионе «Енисей» лучшее, что есть на сегодняшний день в этой игре, можно увидеть воочию…
В эти дни главный тренер команды Сергей Иванович Ломанов на стадионе с раннего утра до позднего вечера – до начала сезона остаются считанные дни… Интересно, что застал я его не на льду (хотя тренировочная игра была в самом разгаре) и даже не в собственном кабинете. Мэтр русского хоккея, скрестив на груди руки, смотрел игру со второго этажа – из окна специальной комнаты «для членов семей хоккеистов». Признаться, я и не подозревал о её существовании. С этого и начался наш разговор:
— Приятно видеть такую заботу о женах и родителях хоккеистов…
—Она редко пустует. Я тоже, между прочим, по праву её занимаю! Вон, член моей семьи по льду бегает… А если серьезно, то это очень важно. Здесь можно не только игру посмотреть, но и чаю попить, пообщаться в неформальной обстановке. Ребята у нас дружат не только между собой, но и семьями. Это помогает взаимопониманию и на поле…
—То есть, при прочих равных условиях, побеждает более дружная команда?
—Безусловно. Если партнёр по команде тебе приятен как человек, играешь, как будто поёшь. Это я по себе знаю. Когда я выходил на лёд с Андреем Пашкиным, например, я был уверен, что он не подведёт, вовремя откроется, и сам отдаст пас так, что мне будет удобно бить. А были и такие партнёры, с которыми взаимопонимания достичь так и не удавалось, которые отдавали мяч, что называется «в борьбу», вынуждали рисковать. Я так скажу – половина травм нападающего это вина его невнимательных и неумных партнеров, а вовсе не соперников… Я учу своих ребят беречь и уважать друг друга.
—Может в этом и есть феномен «Енисея»? Выходят на лёд парни, выросшие по сути дела, в одном микрорайоне, и обыгрывают клубы, которые за немалые деньги скупали звёзд в России, Швеции, Финляндии.
—И в этом тоже, конечно… Тут много факторов. Cтадион у нас прекрасный. Ребята, которые растут рядом, имеют возможность видеть игру лучших мастеров этой игры. Есть условия, есть. Но этого, я считаю, недостаточно. Игрой надо жить… В наше время в каждом дворе была коробка, мы всё свободное время гоняли мяч. Зимой – хоккей, летом – футбол. Сегодня папы и мамы возят своих детей на тренировки на дорогих машинах. А у кого нет машин? Нет времени водить ребенка на стадион за ручку? Детский спорт не должен быть элитным, он должен быть доступен всем, его надо развивать не ради будущих чемпионских медалей, ради здоровой и сильной нации. А медали потом придут, сами собой. Сегодня же я с грустью вижу, как всё, что создавалось предыдущими поколениями, разваливается. Всё меньше умных детских тренеров, потому что идёт гонка за призовыми местами, результатом. А это убивает игру, убивает спорт.
—Разве? А я думал, что в том, что дети не просто играют, но и выигрывают и побеждают, ничего плохого нет…
—Сама по себе победа, это, для детской команды, конечно, неплохо… Вопрос в другом – какой ценой она достается, и что ставится во главу угла: сиюминутный результат или долгосрочная перспектива. Сделать из 10-12 летних мальчишек чемпионов – дело нехитрое. Собрал переростков поздоровее, побольше дал им физической нагрузки и всё, они всех перетолкают-перебегают. Но потом толку из них не будет, проверено временем…
—Это почему?
—Думать они не научатся, вот почему. Когда я вижу хлипкого, вертлявого пацана, который проиграв, ревёт, размазывая слёзы, а назавтра встаёт на коньки и рвётся вперёд с новой силой, я вижу в нём перспективу. Тот, кто физически слабее, ниже ростом, старается добиваться результата за счёт каких-то других качеств – техники, сыгранности, умения видеть поле. А потом, когда в 18 лет приходит силёнка, он самоуверенных здоровяков оставляет далеко позади. Я сам такой был. До четырнадцати лет ниже своих сверстников, да еще старший брат – Виктор, с утра до вечера с друзьями в хоккей и футбол гонял. Меня, конечно, к ним тянуло… Сначала от меня отмахивались, но я сидел, упорно, ждал, вдруг кого-то домой позовут или не придёт кто, тогда меня брали для ровного счёта. Потом стали замечать, что у меня что-то получается, потом уже спорили: «пусть к нам идёт – нет, лучше, пускай за нас играет!»
—То есть, игроки должны расти сами, как цветы на асфальте, тренер им только мешает, получается?
—Детский тренер должен быть, прежде всего умным, и работу его нужно оценивать не по сиюминутным результатам, а по тому, кого он поставляет во взрослые клубы… Мне в детстве очень хорошие тренеры попались, и это мне позволило стать игроком международного уровня, прежде всего, конечно. Сейчас таких, увы, мало. Тренер команды мастеров, тем более – сборной, это, прежде всего стратег, психолог. Он должен правильно поставить задачу на игру, настроить хоккеистов, а кататься и правильно держать клюшку он учить не должен. А если у тебя «игроки» которые на коньках толком стоять не умеют, поля не видят, хоть каким ты стратегом будь, ничего не выиграешь! Я ведь когда сюда в первый раз тренером приехал работать, в девяностые – двенадцать игроков из команды отчислил. Потом, когда во второй раз сюда пришел работать, вновь пришлось команду изрядно «почистить». Какая-то бестолковая беготня, толкотня а не игра. Я говорю: Ребята, нельзя такой хоккей зрителям показывать, тем более красноярским болельщикам. Ведь большинство из тех, кто приходит на наши трибуны – настоящие эстеты хоккея с мячом, они привыкли смотреть качественный хоккей, их надо уважать!
—Поверьте, болельщики тоже уважают свою команду. В прошлом году, даже после досадного поражения в полуфинале плей-офф, ребят провожали аплодисментами, стоя.
— Вот об этом я и говорю. Прогнозы – дело неблагодарное, поэтому о предполагаемых местах и результатах говорить не стану. Главное, чтобы за игру было не стыдно перед земляками…
Беседовал Дмитрий Голованов