Наседка для малого бизнеса

Открыть свое дело «с нуля», не имея за плечами стартового капитала?

Это возможно, если вы умны и предприимчивы, если вы способны сказать новое слово в бизнесе. Но как при этом не ошибиться, не промахнуться, не попасть впросак? Как понять, что ты способен принимать правильные решения и стать полноправным игроком на современном рынке?

В Красноярске уже несколько лет работает бизнес-инкубатор. Само название этого предприятия звучит парадоксально. С одной стороны —«бизнес», удел сильных и энергичных. С другой — «инкубатор», место, в котором нуждаются слабые и беззащитные. Но по здравому размышлению никакого противоречия тут нет — даже самые твёрдо стоящие сегодня на ногах компании когда-то нуждались в поддержке и помощи… Кто-то сегодня делает первые шаги в бизнесе, а завтра, возможно, будет определять экономику целого региона. О перспективах и новых идеях, о том, с чего начинать и как не наделать ошибок в самом начале пути, рассказывает заместитель директора Красноярского городского инновационного бизнес-инкубатора Максим ИЛЬИЧЁВ.


— Максим Игоревич, давайте начнём с простого вопроса: что такое бизнес-инкубатор и для чего он нужен начинающему предпринимателю?

— Я бы сформулировал ответ на этот вопрос так: это площадка, на которой начинающим бизнесменам предоставляются определённые льготы, позволяющие облегчить старт, помочь воплотить свою бизнес-идею в жизнь.

— Вы помогаете любому начинающему предпринимателю? Вот, например, человек хочет открыть пивную точку, табачный ларёк или парикмахерскую. Он может рассчитывать на вашу помощь?

— Нет. Наша задача помочь становлению бизнеса с инновационными идеями. Тот, кто предпочитает накатанный путь, я думаю, обойдётся без нашей помощи. Я ничего не имею против парикмахерских и розничной торговли — всякий законный бизнес достоин уважения. Но задача наша в другом. Одной из главных причин недостаточной конкурентоспособности российской промышленности является низкая инновационная активность частных предпринимателей, нежелание осваивать новые технологии, искать новые рынки сбыта. Все хотят быстро разбогатеть и идут в бизнес по принципу — у соседа получилось, почему бы и мне не попробовать… Порой это выглядит достаточно комично. Помните, как начинается роман «Двенадцать стульев»? «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть». Очень часто, разглядывая вывески и рекламные плакаты в нашем городе, я вспоминаю эту гениальную фразу. Господа предприниматели, в конце концов, придумайте что-нибудь своё! Нельзя же до бесконечности продавать и перепродавать. Неужели мы настолько оскудели идеями?

— Хорошо, есть у меня инновационная идея, пришёл я к вам. Чем вы можете помочь?

— Много чем. Но давайте начнём с того, что мы работаем только с юридическими лицами. То есть с теми, кто уже сделал какие-то первые шаги в бизнесе. Мы не юридическая контора, которая помогает зарегистрироваться будущему предпринимателю, и не патентное бюро, которое рассматривает идеи типа создания вечного двигателя и пытается понять, будет он работать или нет. Мы всё-таки имеем дело с конкретными проектами, у которых есть реальные разработки, просчитаны сроки окупаемости. Если вы уже зарегистрировали своё предприятие, если у вас есть не просто интересная идея, но и весомые аргументы в пользу того, что она будет востребована на рынке, мы готовы рассмотреть вопрос об оказании вам помощи. Какой? Начнём с того, что у начинающего предпринимателя очень много работы. Открывая своё дело, люди порой даже не представляют, как много — бизнесмен на первом этапе и жнец, и швец. Оборотный капитал, как правило, невелик, средств на то, чтобы платить бухгалтеру, юристу, маркетологу — нет. Порой даже уборкой офиса начинающий предприниматель вынужден заниматься сам… Иногда на этом этапе всё и заканчивается. Человек или физически не выдерживает свалившихся на него нагрузок, или из-за своего непрофессионализма совершает какие-то непростительные бухгалтерские или юридические промахи.

Не оставайтесь наедине со своими проблемамиНе оставайтесь наедине со своими проблемами

Обидно бывает, когда «корабль» натыкается на подвод-ный риф и тонет у самого входа в гавань… Вот эти-то подводные рифы мы и помогаем обойти. В нашем инкубаторе бизнесу, который идёт по пути реализации инновационных идей, предоставляются офисные площади по цене ниже рыночной в несколько раз, до двадцати процентов от средней стоимости аренды по городу, причём уже оснащённые компьютерами и оргтехникой. Мы осуществляем юридическое и экономическое консультирование. Одна из основных задач инкубатора — так называемые трансфертные технологии. То есть, мы стараемся от имени наших резидентов выходить на крупные компании с предложениями. Это очень серьёзно, согласитесь…

— Сколько сейчас у вас «резидентов», и какие направления вы охватываете?

— Сейчас у нас под «опекой» пятнадцать субъектов малого бизнеса. Направления самые разные. Есть компания, которая занимается компьютерным программированием, информационной безопасностью, модернизацией платёжных терминалов. С нами работает ряд фирм, которые продвигают на рынке энергосберегающие технологии… Нет какой-то узкой специализации.

— По какому принципу вы отбираете тех, кого станете «опекать»?

— У нас есть экспертная комиссия (причём в неё не входят сотрудники бизнес-инкубатора). На основании её заключения мы и принимаем наших резидентов. Я уже говорил, что мы не сотрудничаем с теми, кто предлагает строить воздушные замки, но и бизнес-идеи типа «поставить табачный киоск возле автобусной остановки» отметаются сразу. У претендента должен быть реальный бизнес-план, должно быть всё понятно и прозрачно и вместе с тем интересно и перспективно…

— Есть ли какой-то провальный опыт работы ваших резидентов?

— Был всего один случай, когда компания, опекаемая нами, закрылась. Да и это произошло не по их вине — скорее обстоятельства, по которым они были вынуждены прекратить свою работу, были объективными. Они изготавливали металлоконструкции для ряда крупных компаний, большинство из которых разорились во время кризиса и, соответственно, не рассчитались за поставки. Это повлекло за собой банкротство нашего резидента.

— Сколько человек работает в опекаемых вами компаниях?

— Около ста пятидесяти. Может, это и немного. Но ведь мы находимся на стадии становления, я думаю, что скоро это число вырастет в разы.

— Что, на ваш взгляд, мешает развитию инновационного бизнеса?

— К сожалению, у многих наших руководителей и среднего, и высшего звена присутствует консерватизм. Он, что называется, в костном мозге у них сидит. И порой перспективные идеи гибнут на корню или реализуются в другом месте. Вот, например, один из наших резидентов работал в сфере модернизации цифрового телевидения, бизнес шёл со скрипом. Они перерегистрировали своё предприятие сначала в Сколково, а сейчас прекрасно работают в Бельгии…

— На ваш взгляд, что первично — деньги или идея?

— Идея, безусловно, идея. Я думаю, некоторый недостаток средств на этапе становления идёт даже на пользу. Если начинающий предприниматель взял кредит в банке и знает, что его надо возвращать с процентами, он будет тратить средства осмысленно, вкладываться, прежде всего, в те направления, которые принесут отдачу. И наоборот — «лёгкие деньги», которые не надо возвращать, зачастую тратятся впустую — на какие-то представительские нужды, необязательные командировки, дорогие автомобили и т.п. Одним словом, в один прекрасный момент наступает понимание, что денежки растеклись между пальцев, а дело так и не создано. Вместо этого остались неоплаченные счета, разъярённые кредиторы, и всё заканчивается печально. Прекрасной пародией на такой бизнес может служить опять же контора «Рога и копыта» из бессмертного романа.

— Иногда кажется, что прогресс так далеко ушёл вперёд, люди придумали и внедрили в жизнь практически всё, о чём мечтали (кроме разве машины времени и вечного двигателя). Где взять новые идеи?

— Вы не представляете, сколько замечательных идей ждут своей реализации. И многие из них рождены ещё в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Тогда они либо никого не заинтересовали, не пришло ещё их время, либо были рождены где-то в недрах военных и космических ведомств, и гриф секретности снимается с них только сегодня. Например, один из наших резидентов работает над разработкой нагревательных элементов для алюминиевой промышленности. Они дают возможность значительно экономить электроэнергию — самую большую составляющую себестоимости в производстве «крылатого металла». Эта идея долго пылилась в столах наших научно-исследовательских институтов.

Или вот: создано предприятие, производящее скважины методом разрядно-импульсной технологии. Скважина, заполненная мелкозернистым бетоном или цементным раствором, обрабатывается серией высоковольтных электрических разрядов. При этом возникает электрогидравлический эффект, в результате которого формуется тело сваи или корня анкера, цементируется, уплотняется окружающий грунт. Когда-то эта технология была засекречена, так как применялась, да и применяется, при создании ракетных шахт. Но она годна и в народном хозяйстве.

Вообще, я думаю, что если хотя бы половина наработок нашей «оборонки» советского времени заинтересует российский бизнес, а из этого хотя бы двадцать процентов дойдёт до стадии промышленного применения, это будет настоящий прорыв, мы сразу окажемся в числе технологически передовых государств.

— Вот как? Неужели так велик наш нереализованный потенциал?

— Безусловно. Технологическое наследие Советского Союза ещё ждёт своего осмысления.

Это золотое дно. У нас немало таких наработок, о них можно рассказывать и рассказывать. Например, светодиодное освещение, тоже давно не секрет. Представьте себе: источник питания мощностью всего 8 Ватт позволяет осветить коридор площадью 50 квадратных метров. Какая экономия при нынешней цене на электроэнергию! И сейчас этим занимаются.

Или ветряные электростанции. Принято считать, что в нашей гористой местности КПД их низок. Однако сейчас разработан генератор, который позволяет увеличивать коэффициент полезного действия в несколько раз. В результате — создана портативная ветряная станция, позволяющая осветить, скажем, трёхэтажный коттедж с сауной, гаражом, электроподъёмниками и т.п. А несколько генераторов могут обеспечить электроэнергией целое многоэтажное здание. На первых порах установка таких электростанций дело, конечно, затратное. Но это себя окупит.

— Всё-таки, если вернуться к проблеме открытия собственного дела, какие основные ошибки совершает начинающий бизнесмен?

— Давайте начнём с того, что талант к предпринимательству человеку должен быть дан свыше. Как если нет у человека слуха — ну не стоит ему заниматься музыкой и пением, лучше поискать себя в какой-то другой области. Нужно понять, что предпринимателем дано стать не каждому…

— Согласен, не все рождаются Потаниными. Но если определённые способности у индивидуума есть…

— Основная проблема начинающего бизнесмена — элементарное незнание своих прав и обязанностей, слабая информированность. Здесь мелочей нет — неправильно составленное деловое письмо может погубить всё дело. Грубая грамматическая или даже стилистическая ошибка может сорвать многомиллионный контракт. И ещё очень важный момент — умение анализировать свои ошибки. Кто-то, обжёгшись однажды, навсегда теряет вкус к предпринимательству. Кто-то наоборот — проанализировав свои ошибки, вновь принимается за дело, уже вооружённый собственным бесценным опытом. Здесь всё индивидуально — кого-то падения убивают, кого-то делают сильнее…

— А какое напутствие вы бы дали начинающему бизнесмену?

— Дерзайте! Находите молодых энтузиастов, которые не имеют имени, но зато полны энергии. У вас есть шанс убедить их принять участие в проекте за будущую долю. А если вы не можете никого увлечь своей идеей, то сможете ли увлечь ею ваших клиентов? Подумайте… Я видел уже достаточно много проектов, которые были «голой» идеей, но потом их авторы нашли специалистов, убедили их в светлых перспективах и сейчас успешно развиваются. Так что, всё в ваших руках…

Дмитрий ГОЛОВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *