Будьте как дома, но…

Двадцать лет назад народы СССР разбежались по разным квартирам. Но после того, как пыль от политических баталий улеглась, и граждане молодых государств, возникших на территории развалившейся огромной империи, огляделись, выяснилось, что у одних работать негде, а у других наоборот — некому… Так появились на российских просторах люди, которых называют гастарбайтерами.

И тут же разгорелись споры о том, нужны ли нам они, справится ли без них наша экономика, не несут ли они угрозы нашей национальной безопасности? Об этих и других вопросах, связанных с привлечением на территорию края иностранной рабочей силы, беседа с Владимиром Катречко, начальником Управления федеральной миграционной службы по Красноярскому краю.

— Владимир Николаевич, по данным службы занятости, сегодня в крае более 40 тысяч безработных. В то же время ежегодно в край приезжают около 25 тысяч трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. И это только официальные цифры. Не кажется ли Вам эта ситуация парадоксальной?

— Да, вопрос лежит, что называется, на поверхности. Может сложиться впечатление, что это хаотичный и нерегулируемый процесс. Но это, конечно, совсем не так. Всё дело в том, что у нас существует территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Более 44% безработных граждан проживают в сельской местности, а около 70% вакантных рабочих мест сосредоточено в краевом центре. И большинство селян сегодня не готовы переехать в город, чтобы жить и работать в таких условиях, в каких это делают иностранные работники. Следующая проблема заключается в том, что на 80-85% заявленных в службу занятости вакансий требуются преимущественно мужчины с опытом работы, в то время как 55-60% безработных составляют женщины, при этом 30-40% стоящих на учёте в службе занятости не имеют профессии и опыта работы.

— А есть ли у местных жителей преимущественное право на получение трудовой вакансии?

— Согласно федеральному законодательству оно есть у российских граждан. Прежде чем получить разрешение на использование иностранной рабочей силы, работодатель должен обосновать необходимость в привлечении иностранных работников, доказать, что среди наших граждан нет претендентов на существующие вакансии. Так что так называемые гастарбайтеры не являются конкурентами на рынке труда у наших соотечественников.

— А где, в основном, задействованы иностранцы?

— У нас продолжается реализация стратегических инвестиционных проектов, таких как «Газификация и газопереработка в Красноярском крае», «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения», «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», а это — достройка основных сооружений Богучанской ГЭС, строительство железнодорожной линии Карабула-Ярки, строительство автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, строительство мостового перехода через Ангару… Реализуется ряд инвестиционных проектов лесопромышленного комплекса, инвестиционные проекты золотодобывающих предприятий. Там достаточно много иностранной рабочей силы привлекается.

— В крае имеют свой бизнес люди самых разных национальностей — многие выходцы из Средней Азии, Кавказа, Юго-Восточной Азии давно считают себя сибиряками, имеют российское гражданство. Но в то же время поддерживают связь со своей родиной и предпочитают набирать рабочую силу из «своих». Нагляднее всего это прослеживается в овощеводстве, «монополизированном» китайцами… Насколько это правильно?

— Это неправильно. Любой человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, должен соблюдать её законы. И в первую очередь – трудовое законодательство. И квоты на привлечение иностранной рабочей силы на них точно так же распространяются… Если на их предприятиях фиксируются факты незаконного использования труда, ввоза нелегалов, они отвечают по всей строгости закона…

— А сколько всего, кстати, разрешено иностранцев пригласить работодателям? Растёт или уменьшается эта цифра?

— На 2010 год работодателями заявлена потребность в работниках из стран дальнего и ближнего зарубежья в количестве 51745 человек. Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных граждан, учитывая ситуацию на рынке труда, утвердила квоту на привлечение иностранных работников на территорию Красноярского края в количестве 18811 человек. То есть втрое меньше того, что хотели бы получить работодатели. Некоторые из них даже обращались в суд, пытаясь доказать, что ущемлены их права на ведение предпринимательской деятельности. Но мы сумели доказать свою правоту. Прежде всего, ещё раз повторюсь, надо думать о трудоустройстве своих соотечественников.

— Но ведь у работодателей есть свои резоны. Если им выгоднее приглашать народ из-за рубежа, если это двигает экономику, почему бы не пойти им навстречу?

— Мы не должны жить только сегодняшним днем, с сиюминутной выгодой. Необходимо думать о том, кто завтра будет трудиться в различных отраслях нашей экономики. Особенно остро проблема трудоустройства стоит в условиях кризиса. Но наша задача — не только защищать право своих соотечественников на труд. Она гораздо шире. Люди, приехавшие к нам на заработки, тоже имеют предусмотренные законом права, которые должны соблюдаться теми, кто их пригласил. К сожалению, мы можем констатировать, что сегодня некоторые работодатели, привлекая иностранных рабочих, не заботятся о том, в каких условиях те работают и проживают, да ещё могут не рассчитаться за выполненную работу. С другой стороны, мы должны соблюдать баланс рабочей силы. Нельзя допустить, чтобы местные жители вдруг, в один прекрасный момент, ощутили, что они как бы уже и не у себя дома. Это может обернуться весьма неприятными послед-
ствиями.

— В советское время сезонные строительные работы были прерогативой студенческих стройотрядов. Учащаяся молодёжь могла там хорошо заработать, и в стройотряды записывались поголовно, конкурс был. Сейчас это движение носит скорее образцово-показательный характер. Большинство студентов летом не могут трудоустроиться. Не тормозят ли гастарбайтеры процесс включения молодёжи, студентов во взрослую жизнь?

— Не соглашусь с вами. Знаю, что различные строительные организации обращаются в центры занятости населения за привлечением на сезонную работу учащейся молодёжи. Сам был студентом и с радостью замечаю, что опять появляются ребята в одинаковых студенческих куртках с эмблемами. Да, наверное, есть тут пока некие элементы показательности, хотелось бы, чтобы движение вновь стало массовым. Я хочу верить, что мы к этому придём. Пока, уверяю вас, иностранные работники дорогу студентам не переходят. Если движение стройотрядов возродится в полной мере, ему, конечно, будет зелёный свет, и мешать ему мы не позволим.

— В городе появляются места компактного проживания выходцев с Кавказа, Средней Азии, Китая и т.п. Коренные жители некоторых кварталов Ленинского района жалуются, что уже начинают чувствовать себя неуютно в собственном доме. Что с этим делать?

— Мы следим за ситуацией. Нашим управлением на территории города Красноярска организовано дежурство мобильных групп иммиграционного контроля. Проверки проводятся ежедневно по всему городу, и в том числе на территории Ленинского района, где отмечается наибольшее количество проживающих иностранных граждан. В каждом подразделении УФМС по краю имеется перечень домов, общежитий, гостиниц и объектов, где проживают иностранцы.

— И результаты какие-то есть?

— Да, конечно. Так, только за первые три месяца нынешнего года сотрудники УФМС по краю на территории Ленинского района провели 76 оперативно-профилактических мероприятий, проверили 284 объекта, выявили 445 нарушений миграционного законодательства РФ. В первом квартале прошлого года эта цифра была меньше на 61, за нарушение режима пребывания на территории РФ привлечено 184 человека, за пределы Российской Федерации отправлено 9 иностранных граждан.

— Что бы Вы посоветовали красноярцам, которым «гости» мешают жить?

— Ни в коем случае не вступать в конфликт самим. Если у вас возникло подозрение, что ваши соседи–иностранцы занимаются какой-либо противоправной деятельностью или проживают в нашем городе незаконно, звоните нам или в милицию. Телефон отдела иммиграционного контроля УФМС – 212-23-54.

— Кстати, как вы координируете свою деятельность с другими ведомствами, взаимодействующими с мигрантами?

— Миграционная политика в государстве, в последнее время особенно, выстраивается очень серьёзно. Мы стараемся максимально открыто работать, и без тесного взаимодействия со всеми структурами, так или иначе касающимися этой темы, хороших результатов не добиться. У нас существует общественно-консультативный совет, в который входят представители законодательной и исполнительной власти, правоохранительных структур, бизнеса… Мы взаимодействуем и с диаспорами. У нас хорошо налажен взаимный информационный обмен, мы осуществляем проведение контрольно-надзорных мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции. Также ведём совместное планирование деятельности, осуществляем подготовку нормативно-правовых актов.

Мы разработали, согласовали и подписали межведомственные соглашения о взаимодействии с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства и управлением Россельхознадзора края, тесно работаем со всеми силовыми ведомствами, с Агентством труда и занятости, налоговыми органами (для контроля за работодателями), с Роспотребнадзором РФ (чтобы не допустить распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих).

— Не секрет, что многие мигранты живут в антисанитарных условиях. Кто контролирует условия их проживания?

— Сотрудниками УФМС по краю в обязательном порядке проводится проверка условий проживания иностранных граждан с составлением соответствующих актов. Результаты проверок анализируются, о выявленных нарушениях уведомляются соответствующие службы и ведомства. Кроме всего прочего, результаты проверок учитываются при распределении квоты недобросовестным работодателям, не принимающим мер по предоставлению иностранным работникам надлежащих условий для проживания.

— Велика ли преступность в среде мигрантов, выше или ниже среднестатистической по краю? Имеется в виду не только бытовая преступность, но и экономическая, преступления в сфере наркотических средств и т.д.

— Что ж, давайте сравним. Если поднять милицейскую статистику, то мы увидим, что за три месяца нынешнего 2010 года в крае зарегистрировано 17897 преступлений. Это, кстати, на 1628 преступлений меньше, чем за аналогичный период 2009 года. При этом иностранными гражданами-мигрантами, а также в отношении них совершено 169 преступлений. Это меньше одного процента от всех нарушений закона. Кстати, в прошлом году было совершено на 21 преступление больше, чем нынче.

— А какие это преступления?

— Разные. Четыре случая дачи взятки должностному лицу, шесть преступлений, зарегистрированных по статье «Мошенничество». По статье 228 УК РФ (незаконный оборот наркотиков) было совершено 26 преступлений. По ст. «грабёж» иностранными гражданами и в отношении них совершено 20 преступлений. По статье 105 (убийство) зарегистрировано три преступления. В общем объёме зарегистрированных преступлений число этих преступлений, совершённых иностранными гражданами, незначительно — от 0,1 до 0,02 процента. Так что оснований говорить о том, что эта категория граждан усложняет криминальную обстановку в регионе — нет.

— Сколько стоит принудительный отъезд мигранта-нарушителя из России?

— За 3 месяца 2010 года судебными органами Красноярского края вынесено 255 решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан, что на 11,8 процентов больше, чем за три месяца 2009 года. За счёт средств федерального бюджета территорию России покинули 81 иностранный гражданин, на 71 больше, чем за тот же период
2009 года. Всего израсходовано 1143,3 тысяч рублей, что в среднем составляет 14,1 тысяч рублей на одного иностранного гражданина.

— Так всё же — можно ли говорить о том, что ваша служба контролирует ситуацию?

— Да, ситуацию мы контролируем. Хотел бы в свою очередь сказать о том, что почти все цивилизованные государства используют иностранную рабочую силу, но ни одно не пытается сделать её основой экономики. Из этого и надо нам исходить. Гастарбайтеры были, есть и будут, но процесс привлечения иностранной рабочей силы должен быть управляемым, взвешенным и контролируемым. Кроме того, должно соблюдаться российское законодательство — как людьми, приглашающими иностранных граждан, так и непосредственно иностранными гражданами. Сибирь же всегда была землёй гостеприимной, и я уверен, такой и останется…

Беседовал Дмитрий ГОЛОВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *