Совсем недавно на сайте министерства образования и науки Красноярского края был вывешен бодрый рапорт об открытии после капитального ремонта двух школ на территории Нижнеингашского района.
Учреждения, дескать, запущены в эксплуатацию в короткий срок: в посёлке Тиличеть проведено усиление несущих конструкций здания, утеплён фасад, отремонтированы кровля, учебные кабинеты, появилась система горячего и холодного водоснабжения, произведены соответствующие работы и в системе электро- и теплоснабжения.
На выполнение работ по капитальному ремонту этой школы в рамках краевой государственной программы «Развитие образования» Нижнеингашскому району было выделено 17 миллионов рублей. Софинансирование из местного бюджета составило 2,5 миллиона рублей.
Срочный капитальный ремонт проведён ещё в одной школе района — Кучеровской, на него затрачено 24 миллиона рублей из краевого бюджета, средства местного составили 3,5 миллиона рублей.
В школе усилены несущие конструкции здания, появилось горячее и холодное водоснабжение, налажены системы электро- и теплоснабжения. Все работы выполнены с применением современных и качественных материалов, а главное (по мнению специалистов) — школьникам и преподавателям созданы безопасные и комфортные условия для учёбы и работы.
Если посмотреть список муниципальных образований — победителей конкурсного отбора на получение субсидии для проведения реконструкции или капитального ремонта помещений общеобразовательных организаций Красноярского края, находящихся в аварийном состоянии, то сразу бросается в глаза, что Нижнеингашскому району выделено намного больше средств, чем другим территориям,- 50 миллионов рублей.
Понятно, что в результате торгов эта сумма немного уменьшилась, но суть от этого не меняется. Речь идёт о двух малокомплектных сельских школах — в одной сегодня учатся 59 ребятишек, а в другой — 64. Итого при капитальном ремонте этих учебных заведений на каждого ученика было потрачено без малого полмиллиона рублей. При таких вложениях аварийные здания должны были превратиться в дворцы. Но, как водится, без скандала не обошлось.
Ударили по рукам…
Контракт на капитальный ремонт Тиличетской школы был заключён 25 августа 2015 года. Директор учебного заведения Марина Олеговна Тисиневич как заказчик и директор ООО «СевероРемСтрой» Александр Васильевич Вторых как подрядчик, подписав этот документ, взяли на себя ряд важных обязательств.
Например, подрядчик обязался сделать капитальный ремонт качественно и в срок (как следует из пункта 3.1 контракта, окончание ремонта было назначено на 10 декабря 2015 года). Подрядчик обязался не включать в акт работы, выполненные с нарушением требований ГОСТов, с отступлением от технического задания.
Согласно пункту 4.2.1 контракта, заказчик должен был организовать ведение контроля за ходом и качеством ремонта, соблюдением сроков выполнения, соответствием их установленным требованиям. Ну а если работы будут выполнены с нарушением условий, то пункт 4.2.5 контракта обеспечивал заказчику право не оплачивать их. Более того, в случае грубых просчётов и отступлений от строительных норм подрядчик может быть подвергнут внушительным штрафным санкциям.
Такой же контракт был заключён 28 августа 2015 года между директором Кучеровской школы Андреем Михайловичем Дудиным и победителем открытого аукциона (в электронной форме) на выполнение капитального ремонта муниципального бюджетного учреждения «Кучеровская средняя школа» — ООО «Промстрой» в лице генерального директора Данилы Владимировича Миронова. Срок выполнения работ был назначен на 10 декабря 2015 года.
Итак, руководители ударили по рукам, вот только, как оказалось на практике, аукцион не всегда может установить, откуда растут руки у подрядчиков, а также процент «волосатости» рук заказчиков. По крайней мере, в нашем случае лояльность тех, кто принимал объекты после ремонта, оказалась просто запредельной.
Утром — деньги, вечером — стулья
Несмотря на то, что по условиям контракта подрядчику до начала работ перечисляется лишь 30 процентов оговорённой суммы, а остальное оплачивается по факту, в нашем случае все заложенные на капитальный ремонт школ деньги были перечислены ещё до Нового года.
Какими при этом документами руководствовались управление образования Нижнеингашского района и министерство образования и науки Красноярского края, остаётся только догадываться, ведь на конец года капитальный ремонт обеих школ не был завершён, а настоящие акты выполненных работ ещё даже не родились.
Понятно, что субсидии муниципальному образованию перечислялись на основании заключённого соглашения. График платежей тоже был утверждён, но ведь деньги должны поступать только на основании актов приёмки выполненных работ по форме КС-2. Наверное, Счётной палате и, если будет необходимо, правоохранительным органам не составит труда выяснить, когда и кто ставил свою судьбоносную подпись на этих актах.
По состоянию на 29 декабря 2015 года работы в Кучеровской школе были выполнены на 85 процентов, а фасадные вообще не проводились. А ведь именно на эти работы 21 декабря 2015 года подрядчику — ООО «Промстрой» — из местного бюджета было перечислено два раза по 99 тысяч 990 рублей, а 22 декабря 2015-го — 664 тысячи рублей.
В Тиличетской школе к 28 декабря 2015 года объём выполненных работ составил всего 60 процентов. Однако 29 декабря 2015 года подрядчик — ООО «СевероРемСтрой» — получил из краевого бюджета 5 миллионов 646 тысяч 243 рубля, а 30 декабря 2015 года этой же фирме из того же финансового источника было направлено ещё 5 миллионов 950 тысяч 427 рублей — авансом, так сказать. Хороший подарочек к Новому году. А кто взял на себя роль доброго Деда Мороза, наверное, придётся выяснять правоохранительным органам.
Щедрость властей так обрадовала подрядчика, что на радостях работники строительной организации учинили 9 января 2016 года в котельной Кучеровской средней школы пьяный кутёж. Веселье было столь бурным, что перепуганный насмерть кочегар, опасаясь за вверенное имущество, позвонил главе сельсовета. В конце концов захмелевших от халявного аванса гуляк удалось утихомирить с помощью наряда полиции.
И только когда деньги подрядчиком были уже получены, комиссия под руководством начальника управления образования района Татьяны Конюковой приступила к составлению акта проверки капитального ремонта Тиличетской школы. Он увидел свет 15 января 2016 года.
Члены комиссии в акте отметили, что ДВП на втором и первом этажах прилегают не плотно к полу, имеются видимые деформации. Обои на втором этаже имеют видимые грубые стыки и вздутия. Покраска школьных кабинетов выполнена ярким оранжевым цветом. Ограждения западного и восточного крылец не соответствуют нормам в части высоты и расстояния, двери запасных выходов первого и второго этажей не имеют внутренних запоров, в туалетных комнатах отсутствуют панели из кафеля или иного легко моющегося материала высотой 1,8 метра. Отсутствуют «фартуки» на раковинах, установленных в классных комнатах, потолочные плиты частично грязные, требуют замены, на окне лопнул стеклопакет.
Ровно через пять дней эта же комиссия — правда, расширенная (в её состав включили проектировщика ООО «Холдинг-центр») — составила очередной акт проверки выполненных работ.
На этот раз комиссия увидела не только невыполненные требования от 15 января, но разглядела ещё более значительные нарушения. Так, например, проверяющие обнаружили, что угол уклона кровли восточной пристройки не соответствует требованиям, а полы в коридоре и в учебных кабинетах вообще разноуровневые. В системе отопления не закреплены стояки, а спаечные швы требуют проверки. Выводы под воду сделаны без зазора от стены, двери в тамбур плохо закреплены. Стеклопакеты лопнули уже на трёх окнах и требуют замены. И, конечно, самое настораживающее в акте — это указание на провисание потолков и проваливание восточного пристроя от контруклона.
Возникает вопрос: каким образом был налажен контроль со стороны министерства образования и науки Красноярского края, ведь 50 миллионов — сумма нешуточная. Кроме того, школа — это объект, который требует наиболее пристального внимания. Что может быть дороже жизни и здоровья детей?
Вспоминается трагедия в Омске, когда вот из-за такого же некачественного ремонта обвалилась крыша казармы и десятки молодых солдат, по сути — ребят, только покинувших стены школ, погибли под завалами. Кто тогда поставил свою подпись под актами выполненных работ после капитального ремонта, теперь разбирается военная прокуратура. Но людские жизни-то уже не вернёшь…
Преступление и наказание
Поскольку деньги подрядчику уже были перечислены, заказчику пришлось как-то выходить из щекотливого положения. Для этого было решено задним числом подготовить акты комиссии по приёмке объекта в эксплуатацию после выполнения работ. По капитальному ремонту здания МБОУ «Тиличетская школа» они были датированы 28 декабря 2015 года, по Кучеровской школе — 29 декабря 2015 года.
Итак, липовые акты были изготовлены спустя почти месяц — 21 января 2016 года. Но тут случилось непредвиденное: обнаружилось, что не все члены комиссии беспринципны. Её председатель — заместитель главы района по оперативным вопросам Виталий Макаров — эти акты отказался подписывать. Он заявил, что не намерен отвечать за последствия, которые могут возникнуть после этого, а они, по его мнению, рано или поздно наступят.
— Это довольно мутная история, и я не хочу в этом участвовать,- заявил он.- За эту откровенную липу рано или поздно придётся давать объяснение правоохранительным органам, ведь есть акты от 15 и 20 января 2016 года, где предельно ясно перечислены все дефекты проведённого капитального ремонта.
На упрямого председателя комиссии начали давить. Но Макаров собрал совещание и попросил всех причастных к ремонту лиц — директоров школ, начальника управления образования, заместителя главы района по социальным вопросам — объяснить, какая работа по предъявлению претензий заказчикам была проведена.
Выяснилось, что никакой. Понимая, какая ответственность ложится на председателя комиссии, Макаров принял решение стоять до конца и не подписывать задним числом никаких документов.
Это вызвало настоящую ярость главы Нижнеингашского района Петра Малышкина. Он и его первый заместитель Татьяна Пантелеева неоднократно вызывали упрямого председателя комиссии и требовали, чтобы он подписал акты задним числом. В конце концов у руководителя территории лопнуло терпение, и он предложил Виталию Макарову уволиться.
Расстроенный заместитель главы по оперативным вопросам, проработавший на этой должности всего три месяца, отправился к прокурору района Константину Аверьянову. Там его выслушали, но, по словам Макарова, поддержки и понимания он не нашёл. Понимая, что работать ему не дадут, 22 января 2016 года Виталий Макаров написал заявление и 25 января был уволен по соглашению сторон.
Таким образом, наказание понёс не тот, кто совершил преступление…
Человека, который согласился подписать подложные акты, конечно, нашли, и 1 февраля 2016 года была открыта Кучеровская школа. А 5 февраля 2016 года дети приступили к занятиям и в Тиличетской.
На открытии школ присутствовали преподаватели, жители, почётные гости, в том числе и глава района Пётр Малышкин. Обращаясь с торжественными речами к ученикам и родителям, он призвал детей беречь свою новую старую школу.
Прозвенел звонок, занятия начались. Но мы уверены, что история эта не закончена: ждём, когда подтасовкой отчётных документов заинтересуются те, кому по долгу службы это положено делать. И тогда, надеемся, для кого-то прозвенит другой звонок.
Дмитрий ГОЛОВАНОВ, генеральный директор Бюро журналистских расследований «Факт».
http://www.pravmir.ru/deti-vyizhili-tolko-blagodarya-uchitelyu/