Эффект собственника

4254-2

На Красноярском экономическом форуме попался мне в руки буклет, даже скорее, брошюра под названием «Новосибирскавтодор: мы создаём свободу передвижения». Красочное издание посвящено двадцатилетию компании. Обычное вроде дело – компания презентует себя, показывает, так сказать, товар лицом, рассказывает, какие дороги, мосты и развязки ею построены, успехи перечисляет, достижения… И вдруг – на одном из разворотов изумлённому взору объявляются контуры России под пышным заголовком: «Регионы присутствия». И среди них – весь огромный Красноярский край – от Карского моря до Саянских хребтов…
Спорить не будем, название компании в крае известно. Не широко, конечно, в определённых кругах… но вот как присутствует на самом деле фирма в крае, какой реальный вклад ею внесён в экономику региона, а что отсюда было вынесено – вопрос не риторический.

gai-1047-main-388x220

В прошлом, 2015 году, новосибирцы выиграли тендер на ремонт нескольких участков федеральной трассы М-54 (Красноярск – Кызыл). Общая стоимость работ превысила полмиллиарда рублей. Но ни техника, ни рабочие из Новосибирска на ремонтируемых участках практически не присутствовали – все работы выполняли местные, краевые субподрядчики. Асфальт, разумеется, был местного розлива, песчано-гравийная смесь и другие расходные материалы, добывались тоже в недрах Красноярского края. Так в чём же заключалось «присутствие» «Новосибирскавтодора» в нашем регионе? Да в том, что выиграв тендер на капитальный ремонт дороги, проходящей по территории Красноярского края, хозяева и топ-менеджеры этой компании положили себе в карман несколько десятков миллионов рублей, которые очень бы могли пригодиться нам самим. Ведь не бескорыстно же они передали эти работы на субподряд местным дорожным предприятиям! По разным данным, «кэш» в таких случаях может составлять от 25 до 30 процентов. В нашем случае это – 120 – 150 миллионов, на которые те же красноярские субподрядчики специальной техники могли бы себе прикупить, или асфальтовый заводик построить, карьер там разработать, да работягам хорошую премию по итогам года выплатить, в конце концов…
Интересно, что в середине октября прошлого года, в разделе экономики одного из новостийных сибирских порталов появилась новость, о том, что ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Байкал» (Байкалуправтодор) намерено подписать контракты с ОАО «Новосибирскавтодор» на капитальный ремонт двух участков федеральных автомагистралей «Енисей» и «Сибирь», общей стоимостью 944,1 миллионов рублей.
Конкурс на капремонт участка автомагистрали «Енисей» был признан несостоявшимся, поскольку заявку подал только один участник – «Новосибирскавтодор».
Однако, пользуясь лазйкой в законодательстве, «Байкалуправтодор» вновь подписал договор на проведение работ именно с этой компанией.
По условиям только одного контракта «Новосибирскавтодор» должен будет провести капремонт участка автодороги «Енисей» протяженностью 13,8 километров до 31 октября 2016 года. Компания готова провести эти работы за 610,51 миллионов рублей, при начальной цене конкурса 610,52 миллионов рублей.
http://www.interfax-russia.ru/Siberia/news.asp?id=661566&sec=1679
Возникает вполне резонный вопрос: почему заявку на капитальный ремонт дорог Красноярского края подали только новосибирцы? Что, красноярских дорожников миллиардные заказы не интересуют? Может, бюджет края не нуждается в деньгах? Ведь, если Новосибирскавтодор становится генподрядчиком этого заказа, налоги от ремонта уйдут в казну совсем другого региона… Что происходит, вообще? Может «кишка тонка» у наших замахнуться на столь масштабный кап.ремонт? Техники вроде хватает, и материально-технические ресурсы имеются, да и специалисты своего дела красноярцы не последние. Чего стоит тот факт, что на всероссийском чемпионате профессионального мастерства, трое из четырёх членов команды Сибирского Федерального округа были красноярцами. И все они заняли призовые места…

Анализ ситуации показывает, что новосибирские дорожники далеко не «впереди планеты всей». В прошлом году в средствах массовой информации прошло сообщение о том, что активисты «Народного фронта», проведя мониторинг ремонта дорог в 47 субъектах России, больше всего нарушений обнаружили именно в Новосибирской области. По данным проверок контрольно-счетной палаты этого региона,там «искажаются отчетные данные о направлениях использования субсидий областного бюджета и формирования стоимости основных фондов муниципальных образований, строительный контроль (технический надзор) осуществляется ненадлежащим образом».
Самые крупные контракты по всем указанным проблемным направлениям были заключены с «Новосибирскавтодором».
Очень хорошо прочувствовал, можно сказать, всем своим существом, присутствие в Красноярском крае компании «Новосибирскавтодор» гражданин N. В октябре 2014 года на 1165 км автодороги М-53 «Байкал», управляя в условиях плохой видимости автомобилем Mercedes Benz E200, он на большой скорости врезался в большую кучу щебня, оставленную на дороге без предупреждающих знаков и сигнальных огней нерадивыми рабочими «Новосибирскавтодора». В результате мужчина получил переломы ног и правой руки, закрытую черепно-мозговую травму, а также повредил грудную клетку. Судебно-медицинская экспертиза квалифицировала полученные им повреждения как тяжкий вред здоровью. Суд признал компанию «Новосибирскавтодор» виновной в нарушении требований к организации безопасности дорожного движения при производстве работ и возложил на нее ответственность по компенсации морального вреда за ущерб, причиненный здоровью водителя. Новосибирские дорожники долго рядились, подавали апелляцию, но всё же 3 марта Красноярский краевой суд вынес решение: вылатить пострадавшему 400 тысяч рублей ущерба. Что будет дальше? Может, до Страсбургского суда дойдут хозяева, компании «присутствующей» у нас в крае, в своём нежелании возместить убытки покалечившемуся по их вине человеку?

znakcom-293225-890x593Почему руководство ФКУ «Байкалуправтодор» так «полюбило» дорожников из соседней области и в упор не видит тех, кто платит налоги в бюджет Красноярского края, обеспечивает его жителей работой и выполняет перед территорией свои социальные обязательства?
Разобраться в этом вопросе помогут факты. Де-юре компанию «Новосибирскавтодор» возглавляет Дмитрий Пингасов, видный новосибирский коммерсант-единоросс, если верить данным декларации, самый богатый депутат областного ЗС, заработавший в прошлом году 61,4 миллиона рублей (налог на прибыль, выплаченный «Новосибирскавтодором» в прошлом году составил чуть более полумиллиона рублей). Но де-факто этот человек играет в этом бизнесе далеко не первую скрипку. Среди тех, кто стоит за «Новосибирскавтодором» называют прежде всего Михиала Абызова, легендарного «министра без портфеля», советника российского премьера… Этот чрезвычайно талантливый российский коммерсант и политик, один из тех, кого у нас принято называть «олигархами», совсем недавно был правой рукой Чубайса. Структуры Абызова и кипрской оффшорной компании «Трансгрупп» купили «Новосибирскавтодор» весной 2006 года, но 1 апреля 2009 года, структура «Трансгрупп» «Трассиас трэйдинг лимитед» вышла из числа акционеров. 90b6ef5678d5262621c84515dd675660
Потом Абызов «поделился» с Пингасовым частью активов «Новосибирскавтодора», но, как утверждают эксперты, контроля над предприятием не потерял. Более того, эта структура начала активно «окучивать» соседние регионы, используя все дозволенные и не очень дозволенные методы.
И тут всё становится на свои места. ФКУ «Байкалупавтодор» — структура федеральная, и её лояльность к «чужакам», уводящим из края активы и налоги, способствующим банкротству действующих на территории края дорожно-строительных компаний понятна. Например, в этом году никаких штрафных санкций за выполнение подрядных работ на трассе М-54 к «Новосибирскавтодору» предъявлено не было. И это несмотря на то, что прошлым летом газета «Красноярский рабочий» публиковала материал, подготовленный «Бюро журналистских расследований «Факт»», в котором мы рассказывали о многочисленных нарушениях. Были даже опубликованы фотографии бетонных труб, брошенных на обочине и создающих опасность для проезжающего транспорта.
«Варяг» «варягу» – рознь. Одно дело, когда на территорию заходит компания, предлагающая что-то новое, когда этот «заход» сулит рабочие места, налоговые поступления и развитие инфраструктуры. Другое – когда «чужаками» движет исключительно жажда наживы.
Как свежий пример можно привести ситуацию, сложившуюся сегодня на Урале, где местное предприятие «Свердловскавтодор» искусственно проигрывало торги ЗАО «Аэродромстрой» из Тюмени, а потом за копейки к ним же нанималось субподрядчиком, потому что у «Аэродромдорстроя» в Екатеринбурге не было ни техники, ни рабочих. Затем екатеринбургскую дорожно-строительную компанию возглавил житель Тюмени Дмитрий Рыбин, «откомандированный» «Аэродромстроем», а затем… начались массовые сокращения. Закончилось всё банкротством крупнейшей дорожностроительной компании на Урале, имеющей 14 филиалов по всей Свердловской области. Есть сведения, что тюменцы действовали в тесной связке с новосибирцами – ведь у тех и других фактически одни хозяева, и те, и другие имеют счета в оффшорах. Однако, в последний момент «Новосибирскавтодор» «пошёл на попятную», оставив уральцев один на один со своей бедой. Нынешней зимой многие свердловские трассы постоянно закрывались для проезда, в области даже хотели вводить режим ЧС. «Простите, мы недооценили ситуацию. На свердловских трассах — катастрофа и десятки смертельных ДТП!» – признают областные власти… http://ura.ru/articles/1036266101 «Все трассы, особенно северное направление, оказались не готовы к зиме. Дорожники не запаслись солью и реагентами, в муниципалитетах не провели конкурсы. Результат — сотни аварий, череда смертельных ДТП, десятки пострадавших…»
Такая ситуация на Урале сложилась по одной простой причине – государственное предприятие «Свердловскавтодор» было доведено до банкротства. Как утверждают инсайдеры, ситуация была создана под «Новосибирскавтодор», который должен был выкупить государственные активы искусственно обанкроченного предприятия, но «инвестор» неожиданно «передумал». По всей вероятности, Пингасов ждёт, когда активы предприятия упадут в цене ещё больше… А ситуация на уральских дорогах всё хуже. Уже десятки жителей екатринбуржцев и жителей Свердловской области за «игрища» олигархов заплатили своими жизнями, сотни разбили и помяли свои автомобили.
Первые тревожные звонки раздаются и у нас, в Красноярском крае. В прошлом году обанкротилась Ачинская ДПМК – одна из самых больших компаний, занимавшаяся ремонтом и строительством дорог. В позапрошлом – ушёл с рынка один из крупнейших игроков – «Илан», выполнявший львиную долю дорожно- строительных работ в Красноярском крае.
Понятно, что такое происходит не без помощи «извне». Тем не менее, дорожная отрасль Красноярского края пока достаточно прочно стоит на ногах – успешно работают как частные компании, такие, как ДСК, так и государственные: Балахтинское, Минусинское, Лесосибирское ДРСУ, ГП КрайДЭО с его шестнадцатью филиалами. Тем не менее, заказчик ремонтных работ, ФКУ «Байкалуправтодор», упорно «тащит» на федеральные трассы Красноярья генподрядчика извне…
Где, в каком только регионе ни появляется глава «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов, он, как мантру повторяет фразу о том, что государственное предприятие «неэффективно».
Разумеется, ведь оно не может выиграть торги на «безальтернативной» основе, переложить всю работу на чужие плечи, а «навар», не ударив пальцем о палец, положить себе в карман… Кстати, в прошлом году ни на одном Красноярском государственном дорожном предприятии – а их в крае семь, серьёзных сокращений не наблюдалось. А вот «Новосибирскавтодор» вынужден был уменьшить численность своих работников на 200 человек. При этом, напомню, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области и хозяин «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов отчитался в декларации о доходе в 60 миллионов рублей, став одним из самых богатых народных избранников Сибири – то есть, его личный годовой доход примерно равен годовому фонду заработной платы выброшенных им на улицу дорожных рабочих. Смог ли бы он себе такое позволить, будь его дорожно-строительная фирма государственной? Так что, с точки зрения Пингасова, государственные дорожные компании неэффективны. А вот нужны ли такие «эффективные» собственники, как он, жителям Красноярского края, большой вопрос…

Дмитрий Голованов – генеральный директор бюро журналистских расследований «Факт».

4 мысли о “Эффект собственника”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *