В июне 2016 г. нашему Общественному совету Минприроды правительством Красноярского края был предложен на рассмотрение проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года (см. Приложение). В результате обсуждения мы отвергли этот документ (см. в Приложении часть отзывов членов ОС). Показателен один из отзывов — «… документ напоминает «маниловщину» или «Нью-Васюки» по Ильфу и Петрову».
Интересный приём придумало правительство (Минэкономразвития) во второй сегодняшней (март 2017) попытке при разработке Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия-2035) (см. Приложение). Гражданскому сообществу, в том числе нашему Общественному совету, предложено принять участие в разработке перспектив экономического развития РФ. При этом текст проекта не представлен, хотя он наверняка имеется.
Это значит, правительство предлагает нам на коленке в свободное от выполнения своих профессиональных обязанностей время разработать программу (разделы программы) экономического развития страны. И поскольку с уверенностью можно прогнозировать, что у нас это не получится, то нам (обществу) и пенять не на что будет. А правительство утвердит то, что имеется. Нельзя исключать вероятность, что Стратегия-2035 будет подобна той, которую мы отвергли в июне 2016 г.
Позволю себе прокомментировать проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, к созданию которого Минэкономразвития не может не иметь отношения. Я не претендую на анализ всего текста проекта Стратегии. Коротко остановлюсь лишь на структуре промышленности края (диаграмма на с. 65), акцентируя внимание на цветной металлургии на примере РУСАЛа. Хотя, конечно, «нефтянка», энергетика, лесная отрасль и другие отрасли также заслуживают внимания.
1. Сырьевая структура промышленности края, и ее усугубление в будущем. Уже сейчас 47% в структуре занимает металлургия (Норникель и РУСАЛ), 26% – добыча углеводородов, 11% – энергетика, 16% – все прочие отрасли, намечено увеличение объема производства алюминия в 1,6 раз.
2. Край – экологический оффшор. Красноярский край лидирует в Российской Федерации по уровню загрязнения окружающей среды (см. в Приложении проект Государственной программы Красноярского края до 2030 г. «Охрана окружающей среды …»). Что касается вклада РУСАЛа, то предельно допустимые концентрации (ПДК) таких, например, канцерогенов, как бензапирен, сероводород, являющихся «визитной карточкой» КрАЗа (Борисоглебский и соавторы «Металлургия алюминия» 1999 г., Сводный том ПДВ 2012 г.), превышены в воздухе Красноярска в 10-14 раз (данные Минприроды края).
3. Налоговые льготы РУСАЛа (см. в блоге «Особое мнение Г.Г. Поляковой» от 23 марта 2017 г.
4. Олег Владимирович Дерипаска, воглавляющий империю РУСАЛа, – один из самых состоятельных людей России, позволяет себе такие покупки, например, как 75% акций Красноярской ГЭС.
Можно сделать вывод, что проект Стратегии, свидетельствующий, в частности, о лоббировании правительством интересов РУСАЛа, направленный в основном на истощительное использование природных и человеческих ресурсов, а не на созидание, ведет к разрушению Красноярского края.
Что касается обсуждения проекта Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия-2035), нас даже не удостоили возможности ознакомиться с текстом проекта (кот в мешке). Можно предположить, что Минэкономразвития опасается такой же резкой критики, какая была при обсуждении проекта Стратегии развития Красноярского края.
Отзывы ОС о Стратегии развития