Странности микрорайона Пашенного

IMG_4382Здесь будет тесно и неудобно жить – для того, чтобы прийти к этому простому выводу, не надо быть специалистом в области градостроения.
Когда-то, очень давно, это был остров с активно возделываемой сибирскими крестьянами землёй – название говорит само за себя. Две трети территории в этом микрорайоне застроены ещё в советские времена, на остальной «билдинг» активно развивается в последние годы. О том, как это происходит, мы подробно писали в материале «Стройка на двойку» http://xn—-8sbbuw7arn.xn--p1ai/?p=226 Хаотичный подход к освоению этой территории создал для проектировщиков и строителей целый ряд проблем, решить которые, наверное, можно, но для этого необходимо понести куда более серьёзные затраты, чем те, что заложены в усиленно навязываемый сейчас горожанам проект. Жители Пашенного, как могут, сопротивляются, но, похоже, силы слишком неравны…

Странность первая – дорожная

Самая, пожалуй, главная проблема – отсутствие нормальных дорог и развязок. Уже сегодня в часы пик выбраться из микрорайона в центр весьма проблематично – пробка растягивается на сотни метров. Население Пашенного, Белых рос и Утиного плёса сегодня составляет около 30 тысяч, а планируется, что здесь будут жить более 56 тысяч человек. И все они будут выбираться в центр, используя практически единственную дорогу, соединяющую его с остальным городом, – улицу Семафорную. О недостатках и огрехах в проектировании этого микрорайона мы уже писали. Однако подготовленная «Бюро журналистских расследований» статья вызвала неоднозначную реакцию застройщика – фирмы «Культбытстрой», приславшей в редакцию письмо, в котором технический директор фирмы Александр Иванович Бересток пытался доказать, что всё в ней изложенное не более чем «измышления журналиста». Но последующие события – общественные слушания, многочисленные письма и обращения граждан, огромное количество критических высказываний – доказали нашу правоту … Конечно, понятно желание уважаемой строительной организации минимизировать затраты – ведь строить в соответствии со стандартами дороже. Ну, почему бы не сэкономить, если городские власти это позволяют?
Официальный ответ из «Культбытстроя» гласит, что с дорогами на Утином плёсе «всё в порядке», журналист проблему высосал из пальца. Вероятно, этим же самым занимались полторы сотни жителей микрорайона, сочиняя и подписывая следующее письмо:
«Когда мы приобретали квартиры, нам презентовали данный район («Утиный плёс»), как один из самых экологически чистых районов города с детскими садами, школами, скверами, а на деле оказалось, что это неблагоустроенный район с автодорожной магистралью и АЗС» – возмущаются жильцы домов №№ 159 и 161 по улице Судостроительной.
И действительно – на общественных слушаниях из уст представителей градостроительного совета прозвучало: «Автодорога будет строиться в 5-6 метрах от жилых домов». А это уже нарушение всех санитарных норм! Жителям первых этажей предложено утешаться тем, что они будут видеть не проносящиеся мимо их дома автомобили, а… стену защитного экрана.
«Это нарушает наши конституционные права, а именно ст. 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
Считаем, что нарушаются наши права как граждан на приемлемые условия жизни в городе, на благоприятную среду обитания и прочее. Многократное увеличение интенсивности движения транспортных потоков в разы увеличат загазованность, шум, вибрацию…» (из коллективного письма жителей домов №№ 159 и 161 по улице Судостроительной).
Но судя по тому, как проголосовали жители Пашенного на общественных слушаниях (173 «за» и только 51 – «против»), дорога прямо под окнами их вполне устраивает…

Странность вторая – заправочная

В мае стало известно, что в микрорайоне прямо среди жилых кварталов (на том месте, где первоначально планировалось возведение спортивно-оздоровительного комплекса) будет строиться автомобильная заправка… По этому поводу в комиссию по подготовке «Правил землепользования и застройки г. Красноярска» были направлены коллективные письма с высказыванием против размещения АЗС, а именно: от жителей дома 181 по улице Семафорная – (52 подписи), домов 159 и 161 по улице Судостроительная (64 подписи) и дома 90 по этой же улице (67 подписей). Кроме того, против высказались пять предпринимателей, чьи земельные участки вплотную прилегают к предполагаемому месту строительства автозаправки. Столь активное несогласие, как минимум, не должно было остаться без внимания. И действительно, «публичные слушания» по этому вопросу состоялись. Прошли они в бизнес-центре «Европа» (на улице Маркса, рядом с городской «мэрией»), куда попасть можно только по заранее заказанному пропуску. Мы не имели возможности опросить всех подписантов, но те, к кому мы обращались, уверяли, что о «слушаниях» должным образом извещены не были… В итоге – попасть на них смогли лишь 12 человек, половина которых по разным формальным причинам не были признаны «участниками слушаний»… Таким образом, «общественность» порешила: «Заправке – быть!» Трудно вообще представить себе человека, мечтающего иметь автозаправку под окнами своего дома. Это всё-таки не булочная, пешком за бензином никто не ходит… Тем не менее, несколько таких чудаков нашлось – их мнение перевесило мнение полутора сотен тех, кто сказал категорическое «нет». В распоряжении «Бюро журналистских расследований ФАКТ» имеется письмо на имя главы города, которое подписали 159 человек. В нём жильцы близлежащих домов настаивают на том, чтобы заправки в микрорайоне не было.
Предприниматель Александр Брус, имеющий на Пашенном недвижимость и земельные участки, выступил на слушаниях со своим наболевшим: «Я планировал возвести в микрорайоне спортивно-оздоровительный комплекс, но, по всей видимости, от этих планов придется отказаться – на подобные «излишества» места не нашлось. Зато за строительство автозаправки в непосредственной близости от жилых кварталов местные жители проголосовали… На слушаниях выяснилась еще одна деталь, которой, как мне кажется, пока не придали особого значения. А именно: с вводом в эксплуатацию первой очереди четвёртого коммунального моста съезд на Пашенный не планируется. Микрорайон так и останется запертым между железнодорожными путями и Енисеем, и единственной возможностью вырваться из него останется старый Коммунальный мост… Ярыгинский проезд, который ещё совсем недавно выполнял по сути дела роль велосипедной дорожки, превратился в весьма оживленную автомагистраль. Какие «перспективы» это сулит острову Отдыха, думается, никому из горожан рассказывать не нужно. Какой уж там «отдых», когда возле спортивных сооружений пыль, гарь и стойкий запах бензина… Я уж не говорю о том, что мой личный бизнес терпит колоссальные убытки – сегодня мне городские власти предлагают практически безвозмездно отказаться от трансформаторной подстанции стоимостью более 10 миллионов рублей и земельного участка в четыре тысячи метров. Из-за просчётов проектировщиков подстанция попадает под снос – компенсировать её или построить новую, равную по мощности, чиновники не предлагают. Дескать, окажи «шефскую помощь» городу. А почему я должен оплачивать чей-то непрофессионализм? Страдаю не только я, сегодня практически рейдерскими способами изымается земля и недвижимость и у других предпринимателей. Разговор один: будете «качать права» – работать здесь вам вообще не дадим. Вот такой «государственный подход».
Здесь будет коллапс, у этого микрорайона будущего – нет,» – подвёл итог слушаниям Александр Брус.

Еще один странный факт

3 июня состоялись общественные слушания, посвященные застройке микрорайонов Пашенный, Утиный плёс и Белые росы. Обсуждали проект долго и бурно, причём все без исключения выступления носили резко критический характер. Никто из жителей в поддержку предложенного градостроительным Советом проекта не высказался.
Вот только некоторые из высказанных замечаний:
— Существующие дороги не справляются с потоком автотранспорта – уже сейчас, когда население «Пашенного» около 30 тысяч человек, в часы пик в «горловине», соединяющей улицы Семафорная и Матросова, образуется большая пробка. Что будет, когда население здесь вырастет до 50 тысяч, страшно представить…Кроме того, вновь строящиеся дома останутся фактически без парковочных мест.
— Строящийся микрорайон фактически будет лишён озеленения. Новые жилые дома усугубят неблагоприятную экологическую обстановку, в плане не предусмотрена разбивка новых скверов и парков.
— Непонятна судьба Абаканской протоки – уникального водоёма, некогда любимого места отдыха всех жителей Красноярска. Уже много лет из-за повреждения очистных сооружений не только купание, но и просто отдых на её берегах невозможен. От воды исходит неприятный запах, протока фактически превратилась в грязное болото, а жителей микрорайона всё лето одолевают комары.
Существует письмо, которое подписали уже несколько тысяч человек:
«Мы хотим купаться и загорать, гулять по чистой набережной Абаканской протоки…» — высказывают люди своё нехитрое, но вполне законное желание, адресуя его городским властям …
Правда, никаких планов по очистке и восстановлению протоки жители Пашенного в ответ не услышали. Хотя вполне логично было бы благоустроить протоку силами застройщиков острова Пашенный.

Наглядный урок

О планах по строительству рядом с торговым центром и жилыми домами автозаправочной станции мы уже говорили. Но у комиссии по проведению публичных слушаний, по всей видимости, какая-то своя арифметика.
Много нареканий вызвал и план строительства общеобразовательной школы на острове Отдыха. По замыслу проектировщиков, ученики ежедневно будут ходить по стометровому мосту, переброшенному через протоку. Это, по мнению жителей, небезопасно. Кроме того, многократно возрастёт антропогенная нагрузка на остров, который, по мнению экологов, из-за возведенных на нём спортивных сооружений и так держится на пределе, ведь здесь расположен городской водозабор… А это уже вопрос санитарной безопасности всего Красноярска! Присутствовавший на общественных слушаниях заместитель руководителя департамента градостроительства Михаил Зуевский обещал учесть замечания жителей и отдать проект на доработку.
Однако через две недели за подписью директора департамента градостроительства и заместителя мэра Андрея Лапицкого появилось заключение, в котором звучит такая фраза: «С учетом мнения большинства участников публичных слушаний… утвердить проект застройки микрорайонов «Пашенный», «Утиный плес» и «Белые росы»». Странное поведение участников слушаний, много критиковавших проект, но в итоге проголосовавших вопреки здравому смыслу и фактически себе во вред, но зато так, как нужно градостроительному Совету, объясняется просто. В зале сидело очень много молодёжи, а именно студентов строительного факультета СФУ. Кто и зачем их привёл и почему они тоже голосовали, сейчас сказать трудно. Но, по всей видимости, это было такое практическое занятие для будущих строителей и архитекторов – как следует «протаскивать» через общественные слушания заведомо провальные проекты. И в этом смысле Лапицкому можно поаплодировать – урок удался!

Дмитрий ГОЛОВАНОВ

Leave a Comment